Здравствуйте, дорогие читатели! В последние дни повсюду звучат поздравления учителям. Много рассказывают о хороших учителях. Идеального учителя не существует. Однако, каждый преподаватель может приблизиться к эталону, если будет придерживаться скромного свода правил, придуманного В.А. Сухомлинским, в воспитании которому не нашлось равных среди ученых XX века. По его мнению, педагог обязательно должен уважать своих воспитанников и любить их, быть скромным, трудолюбивым и порядочным.
Василий Александрович Сухомлинский всю жизнь проработал в школе, написал более 600 статей и около 30 книг о воспитании и оказал огромное влияние на развитие всей отечественной педагогики.28 сентября 2018 года исполнилось 100 лет со дня рождения великого педагога.
А мысли Сухомлинского удивляют своей современностью. Он одним из первых
заговорил о вреде школьных оценок и выступал за запрет физических наказаний.
Педагог призывал молодых отцов ухаживать за новорождённым наравне с матерью. И
утверждал, что в школе не учат жизни.
Что значит быть мудрым учителем? Талантливым родителем? Настоящим отцом?
Принципы воспитания Василия Сухомлинского, которые актуальны для учителей и родителей и сегодня.
1. Научить жить
Главная
проблема молодых родителей, о которой говорил Сухомлинский и которая актуальна
и сейчас, — это неумение жить семьёй и преодолевать кризисы.
«Я не преувеличу, если скажу, что
молодые родители, не умеющие быть мужем и женой, зачастую так же беспомощны,
неумелы и неопытны, как дети. <…> И вот большое горе приходит тогда,
когда эти взрослые дети рожают детей».
Педагог настаивал на том, что старшеклассников
надо учить отношениям, объяснять, как проявлять любовь к партнёру и
детям, как быть со своими желаниями, как находить компромисс в семье. Кроме
школы, детей этому должны учить родители своим примером с самого рождения.
Сухомлинский говорит о том, что школьный предмет под названием «Семья. Брак.
Любовь. Дети» едва ли не важнее других наук В течение 10 лет он исследовал
причины разводов среди 200 семей. Из-за неумения понять друг друга развелись
189 пар. Также Сухомлинский говорит о том, что если в семье растёт
неуправляемый ребёнок, родителям стоит взглянуть на себя и понять, где
появилась трещина в их взаимоотношениях.
«Пусть
не поймут меня так, будто я принижал роль математики и других естественных
наук. <…> Но все же знания о человеке ещё важнее. И если не сегодня, то
завтра в школьном учебном плане предмет о культуре человеческих взаимоотношений
будет стоять первым, ибо мы живём в век человека».
2. Быть талантливым родителем
Сухомлинский рассказывает про одну мать, которая призналась, что им с мужем некогда воспитывать детей, делать с ними уроки и ругать за двойки. Причём её дочери отличались тонким восприятием окружающих, никогда не ленились и были примером для всего класса. Педагог объясняет это тем, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Для настоящего воспитания взрослым достаточно просто быть рядом и показывать своим примером, а не нотацией, как относиться к близким и поступать в разных случаях. Эту же мысль подтверждает популярная сегодня теория привязанности.
«Как добиться того, чтобы слово
воспитывало, чтобы на скрипке детской души были струны, а не верёвки? В раннем
детстве человек должен пройти великую школу тонких, сердечных, человеческих
взаимоотношений»
3. Быть настоящим отцом
Сегодня никого не удивит отец, который умеет менять подгузники и кормить ребёнка кашей. Но в середине прошлого века мысль о том, что отец должен ухаживать за младенцем наравне с матерью, играть c ребёнком и принимать активную роль в его воспитании, была революционной. Сухомлинский писал:
«Там, где <…> хлопоты и заботы жены постепенно становятся и его хлопотами и заботами, семья является школой эмоционального и нравственного воспитания детей»
4. Быть мудрым учителем
Педагог много рассказывает о трудных детях. Даже самый пропащий и безнадёжный ученик всегда имеет хотя бы крупицу хорошего. Самая большая ошибка учителей — постоянно констатировать неуспех ученика. Следует помнить, что все дети рождаются с разными способностями. Задача школы не ругать, а развить в ребёнке как можно больше этих способностей. Сухомлинский использовал свою собственную систему оценок в начальной школе. Тем, кто справлялся с заданием, ставили пятёрки, но не ставили двоек отстающим по предмету. Педагог призывал не делать из оценки идола. Он говорил, что нельзя относиться к бездушным цифрам как к показателям благополучия. Это неправильно — делить детей на успешных и неуспешных только с помощью оценки. И сегодня мы с ним абсолютно согласны.«Поймите драму, которая развивается порой в душе ребёнка. У других буквы получаются красивые, а у меня не получаются. Другие легко решают задачу, а у меня почему-то „не получается". Стремление выставить напоказ ошибки ученика — это публичное унижение. Сухомлинский резко критиковал популярные в советском обществе товарищеские суды. Он утверждал, что учитель, который жалуется на ученика родителю, уже не имеет никакой власти над этим учеником.
«Ни один ребёнок не должен чувствовать и осознавать: я неудачник, ничего у меня не получается, ничего путного из меня не выйдет. Если только эти мысли зародились в детской голове — ребёнок больше не ваш воспитанник, и семья его — отец и мать — выпали из сферы вашего воспитательного влияния».
5. Воспитывать без наказаний
Если необходимость в наказаниях есть, значит, были совершены ошибки воспитания. Родители заблуждаются в том, что считают запрет самым главным проявлением родительской власти. Быть требовательным не значит добиваться слепого послушания. Родители должны чувствовать тонкую границу, где заканчивается предел их власти и начинается интимный мир ребёнка. У каждого ребёнка должны быть свои дела, связанные с играми и дружбой, в которые не стоит лезть взрослым Сухомлинский был категорически против строгих наказаний даже для трудных подростков. Он считал, что дети, которые из года в год критикуются учителями и наказываются родителями, просто не имеют внутренних ресурсов на учёбу.6. Развивать любознательность
С самого начала сознательной жизни ребёнка родителям стоит обращать его внимание на причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира. Учите наблюдать. Даже обыкновенная прогулка поможет в этом. Говорите о том, что у деревьев разная высота, на некоторых растёт мох, некоторые растения любят солнечный свет, а другие — нет. Постепенно ребёнок уже сам будет замечать детали окружающего мира. В этот момент в его мозге происходят важнейшие изменения. В возрасте от двух до семи лет ребёнок должен как можно чаще задавать вопрос «Почему?», а взрослым стоит обстоятельно на него отвечать. Современный родитель и не подумает проигнорировать ни одно детское «почему», но в 60-х годах педагогу приходилось подробно объяснять, почему ответ «В школу пойдёшь — узнаешь» — неправильный.7. Уметь делать домашние задания быстро
Сухомлинский писал, что уроки надо делать всегда в одно и то же время. Режим приучает к усидчивости и самостоятельности. Обязательно, чтобы ученик делал домашнее задание в одиночку, а не в компании с одноклассниками. Так как, по его наблюдениям, совместная работа более сильных и слабых учеников ведёт только к тому, что слабые в итоге механически списывают, не успевая вникнуть в тему. Родители не должны решать задания за ребёнка, но необходимо слушать его устные ответы и следить за организацией учебного времени Обязательно надо делать те уроки, которые задали сегодня, даже если следующий урок по этому предмету будет только через неделю. Накануне достаточно будет только повторить уже изученную тему. Педагог утверждал, что все эти правила способствуют повышению качества учёбы, а ребёнок меньше от неё устаёт.Дорогие читатели! Какие принципы воспитания Сухомлинского применяете ВЫ?
Лучшие книги Василия Александровича Сухомлинского. Читайте!
https://mel.fm/pedagogika/4961578-sukhomlynsky
http://mel.fm/2017/03/20/sukhomlynsky
http://sila-mesta.ru/teachers/7-zolotyh-printsipov-vospitaniya-ot-vasiliya-suhomlinskogo/
Книги Сухомлинского всегда у меня на рабочем столе и дома, и в школе. Пометочки, закладочки) Зачитаны, но всегда актуальны. Спасибо, Людмила Федоровна, за очень актуальную и важную длю любого педагога публикацию
ОтветитьУдалитьХотелось напомнить учителям и родителям напомнить о таком замечательном педагоге и его книгах. 100 лет исполнилось Сухомлинскому, а его мысли так современны. Да Вы, Анна Борисовна,это знаете!
УдалитьСпасибо, Людмила Фёдоровна, за полезный пост! Принципы воспитания Сухомлинского никогда не устареют. Ведь люди остаются по своей природе теми же самыми.
ОтветитьУдалитьИрина Михайловна,но, к сожалению, не все молодые учителя из современного поколения знают об этих принципах, даже имена Сухомлинского и Макаренко ими воспринимаются как что-то очень далёкое и несовременное. А ведь Сухомлинский очень много писал и о роли книги в школе. Сейчас перечитываю эти слова,хочу тоже пост сделать в "КЛУБЕ ДРУЗЕЙ КНИГ".
УдалитьЗдравствуйте, Людмила Фёдоровна! Великий педагог В.А. Сухомлинский. Его труды не прошли даром, его книги популярны среди педагогов и сегодня.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Лариса Витальевна! Хотелось бы так думать! А я вот встретилась с другим случаем - когда молодой учитель не знаком с программой воспитания Сухомлинского...
УдалитьВеликий педагог. Его мудрые слова еще долгие годы будут востребованы.
ОтветитьУдалитьМудрые слова, мне кажется, должны быть востребованы всегда! Ведь детей воспитывать надо. Спасибо, Татьяна Александровна, за отклик!
УдалитьКаждый раз, когда я читаю о подобных людях, я понимаю, что в качестве учителя не сунусь в школу никогда. Быть преподавателем в ВУЗе - одно, а учителем в школе - совсем иное. И отвечать за формирование личности чужого ребёнка я не смогу. Из своих не у всех получается вырастить людей, а тут дети других.
ОтветитьУдалитьСпасибо за интересную статью!
Вера, здравствуйте! Быть учителем, действительно, может не каждый. И дело не в квалификации и знании предмета. А том, как человек общается с детьми, любит ли он чужих людей, как своих... Без этого вряд ли можно работать в школе. И это определяется уже в первые годы работы в школе.
УдалитьА кто-то работает в школе 30,40... лет. Представляете?
Квалификация педагога - это тоже больная тема, на мой взгляд. В школе, где я училась ранее, русский язык и литературу ведёт учитель БИОЛОГИИ, прошедшая месячные курсы переквалификации. Учитель биологии, Карл! А педагоги, которые более 20-30 лет преподавали русский и литературу, поувольнялись из-за ничтожного количества отведённых им часов.
УдалитьДа, Вера, это безрадостно, когда уроки даёт некомпетентный человек. Но гораздо хуже на мой взгляд, когда квалифицированный учитель унижает детей, хамит, презирает не любимчиков... Он учитель, но он не педагог! Хорошо, если это, как говорится, два в одном! А Вы считаете, что важнее:чтобы был УЧИТЕЛЕМ или ПЕДАГОГОМ?
УдалитьИ ещё мне стал интересен принцип №7 (про то, что уроки надо делать в одно и то же время). Помню, что в школе я всегда садилась делать уроки сразу же после того, как приходила с занятий. Всё это делалось для того, чтобы побольше оставалось времени на хобби, интересные занятия и т. д.
ОтветитьУдалитьА сейчас дети уроки делают, когда есть время - после секций, музыкальной школы, студий... Когда сил уже нет, хочется спать... И если родители вспоминают, дети делают уроки, а часто приходят совсем неподготовленными...
УдалитьСпасибо, Вера, за Ваши комментарии! Надеюсь на общение
Здравствуйте, Людмила Федоровна! Я на Вас подписался. Пока не знаю, получаете ли Вы мои сообщения в комментариях к блогу "Сердце и разум". При случае - сбросьте ответ в комментарии к моему блогу.
ОтветитьУдалитьСемён.
Здравствуйте, Семён! Приветствую Вас в блоге! Вижу каждый комментарий, который появляется в моём блоге - на правой панели блога есть гаджет "Последние комментарии". Если хотите, тоже можете установить такой! Захожу к Вам регулярно, читаю новые сообщения.Благодарю за общение!
Удалить