Приветствую всех, кто заглянул в гости!
Сегодня я расскажу о книге, которую я прочитала недавно и которая побудила поискать в Интернете дополнительную информацию.
Сегодня я расскажу о книге, которую я прочитала недавно и которая побудила поискать в Интернете дополнительную информацию.
Умирающий лебедь… Белый лебедь… Она могла все: быть
лебедем белым и черным, летящим и умирающим, она, парящая легко, как перышко!
Анна Павлова – самая прославленная балерина прошлого века, ставшая легендой еще
при жизни. Она была необычайно скрытна: все, что касалось личной жизни, великая
балерина предпочитала держать в тайне от посторонних глаз и ушей.
Увидев в библиотеке книгу об Анне Павловой, взяла
для чтения, не зная, что автор книги – близкий для Анны Павловой человек.
Это Виктор Эмильевич Дандре.
На склоне своих лет Виктор Эмильевич написал книгу воспоминаний, посвященных
его жизни рядом со звездой мирового балета.
"Я буду безмерно счастлив, если мне удастся в этой книге представить образ Анны Павловой полным той возвышенной прелести, за которую так любили эту женщину и артистку. Я думаю, что это не будет трудно. Чтоб воздать Анне... должное, нужно говорить только правду", - писал автор в предисловии.
"Я буду безмерно счастлив, если мне удастся в этой книге представить образ Анны Павловой полным той возвышенной прелести, за которую так любили эту женщину и артистку. Я думаю, что это не будет трудно. Чтоб воздать Анне... должное, нужно говорить только правду", - писал автор в предисловии.
Это, несомненно, ему
удалось. Книга полна бытовых и искусствоведческих подробностей, а также
описаний творческих удач выдающейся женщины, и все это, без сомнения, правда.
Но чего нет в выверенном тоне книги - это боли двух страдающих сердец. Ее они
унесли с собой. Да и многие личные тайны двух людей остались за страницами
книги.
Детство маленькой Анечки, родившейся
в 1881 году, прошло в бедности. Отца она не знала – скорее всего, его
в жизни девочки никогда и не было, а мать подрабатывала прачкой. Однако,
заработав лишний рубль, женщина не спешила потратить его на себя: она
откладывала его, чтобы купить подарки для единственной доченьки. День Ангела,
Рождество – в эти праздники девочка непременно получала то, о чем мечтала.
Однажды мать повела Аню в Мариинский театр. Давали «Спящую красавицу».
Девочка завороженно смотрела на сцену, и ее худенькие ручки невольно тянулись
повторить движения балерин… Через два года ее приняли на балетное отделение
Петербургского балетного училища.
Худенькая и болезненная Анна Павлова училась как
одержимая. Она не давала себе ни малейшей поблажки, часами простаивая у
балетного станка, шлифуя отдельные па до полного изнеможения. Однако годы
тяжелейшей работы прошли не зря: по окончании училища ее приняли в тот самый
Мариинский театр, с которого и началось ее увлечение балетом. А уже через
восемь лет после того, как она впервые вошла в балетный класс, Анна стала
ведущей балериной театра.
Успех следовал за успехом. Она уверенно поднималась по
карьерной лестнице – вернее, даже не поднималась, а взмывала, точно невесомая,
покоряя ступень за ступенью: «Баядерка», «Жизель», «Щелкунчик», «Раймонда»…
Она
стала примой – той, о которой писали газеты, чьего внимания добивались
титулованные особы и богатые поклонники. Однако Анна отсылала дорогие подарки
назад: она не собиралась разменивать свой талант и становиться содержанкой. Она
жаждала лишь выходить на сцену снова и снова.
А всем, кто подступал к ней с
ухаживаниями, она повторяла лишь одно: «Я – монахиня искусства. Личная жизнь?
Это театр, театр, театр!»
Говорила ли она правду? Действительно ли ее
интересовала лишь работа и больше ничего? Восхитительная Павлова лукавила – с
некоторых пор все свое свободное от театра время она проводила с одним
человеком, бароном Виктором Дандре.
Покровительствовать искусствам было модным в среде
аристократии. Из всех начинающих балерин Дандре выбрал Анну Павлову – и не
прогадал. Девушка была не просто способной, она была по-настоящему талантлива.
Виктор, человек с блестящим образованием, владеющий многими европейскими
языками, мог по достоинству оценить ее дар. Однако его отношение к юной
танцовщице не выходило за рамки общепринятого: жениться на балерине, да еще и
девице сомнительного происхождения, он, аристократ с длинной родословной, даже
не помышлял.
Анна переехала в снятую для нее Виктором квартиру, в
ней был даже зал для занятий – такую роскошь могла себе позволить далеко не
каждая балерина! Поклонник неизменно встречал ее со спектаклей с цветами,
вывозил в свет, покупал дорогие подарки и частенько оставался с Анной до
утра. Словом, ее не миновала участь содержанки, дорогой игрушки. И чем больше
девушка узнавала того, с кем делила кров, тем меньше ей хотелось с ним оставаться.
Брак он ей не предлагал, и с каждым днем Павлова понимала, что ее
положение становится все более унизительным…
Она порвала с Дандре – уж лучше убогая каморка
где-нибудь под крышей, обеды в студенческих столовках, но только не такая
зависимость! Переход от роскошного существования к откровенной бедности и от
страсти к разрыву не дался ей легко. Она пробовала даже кутить, но что этим
докажешь? Ее всегда отличало редкое здравомыслие, и поэтому Анна вернулась к
тому, с чего начала, – к тяжелой ежедневной работе во славу искусства.
Она работала как одержимая – выходила на сцену по
семь-восемь раз в неделю и с утра до вечера стояла у станка. Выступления,
гастроли… И снова подарок судьбы, как тот счастливый билет в театр, который
когда-то принесла ей мать. Именно для нее, для Анны, сам великий Фокин ставит
«Умирающего лебедя» на музыку Сен-Санса! Прославленный балетмейстер отдал этот
номер Павловой и с ним она объездит весь мир. Ей будут рукоплескать лучшие
театры, а Сен-Санс, увидев на сцене ее «Умирающего лебедя», воскликнет:
«Мадам, благодаря вам я понял, что написал восхитительную музыку!»
Анна неустанно гастролировала – и о ней
заговорили. Она буквально взлетела на вершину славы. О ней писали газеты, ее
принимали коронованные особы. Шведский император Оскар II даже вручил ей орден
«За заслуги перед искусством». Разумеется, такой быстрый и ошеломляющий успех
был не просто случайно вытащенным счастливым билетом – он был заслуженным, ведь
она принесла на алтарь искусства все, что имела, все свои силы, красоту, молодость
и даже личную жизнь…
Она могла запросить за свое выступление немалые деньги
и уже сама, из собственного кармана заплатить за наряды, снять уютный дом,
нанять горничную… О Викторе и их отношениях она предпочитала не думать. Ей
казалось, что все это осталось далеко в прошлом.
Между тем дела барона Дандре шли совсем плохо. Он
ввязался в финансовую аферу и задолжал огромную сумму денег. Сидя в долговой
тюрьме, он не смог наскрести средств даже для того, чтобы внести залог и выйти
до начала судебного процесса. Родственники, как это часто бывает в таких
случаях, отказали ему в ссуде, а богатые друзья просто-напросто сделали вид,
что не знают неудачливого спекулянта.
Анна даже не слыхала о том, что ее бывший поклонник
сидит за решеткой, – в это время она блистала в Париже,
в «Русских сезонах» Сергея Дягилева. Гениальный антрепренер Дягилев
буквально открыл для Запада русский балет. В Париж съезжались со всей
Европы – посмотреть на Вацлава Нижинского и Анну Павлову.
Однако Павлова неожиданно расторгает контракт и
уезжает в Лондон. Дягилев обескуражен таким поведением примы. Обиняками он
узнает, что Анна подписала документы, согласно которым она будет выступать два
раза в день – условия, можно сказать, кабальные, но и сумма контракта была
огромной!
Анна не гналась за деньгами, как думали многие. Весь
полученный в Лондоне аванс она сразу же отослала в Петербург, и
благодаря этому Дандре смог выйти на свободу. Виктор уехал за границу, и
в Париже влюбленные встретились. Потому что ни он, ни она за прошедшие
годы так и не смогли забыть друг друга. Тайно, не привлекая внимания, они
обвенчались в небольшой церквушке. Анна взяла с Виктора обещание, что об
их браке никто не узнает.
Когда лондонский контракт закончился, Анна собрала
собственную небольшую труппу и организовала маленький театр. Денег на гастролях
было заработано достаточно и для того, чтобы купить особняк близ Лондона. На
участке было небольшое озеро, в котором плавали чудные белые лебеди – символ ее
танца. Она была знаменита, богата и счастлива с мужем, но…
Чего-то в ее жизни все же не хватало, хотя, помимо
прочего, Виктор оказался и талантливым менеджером. Он взял на себя буквально
все: счета, хозяйственные дела, декорации, плату актерам – всем этим ведал он
один. Однако Анна закатывала истерику за истерикой: она рыдала, била посуду,
кричала на мужа и прислугу… Часто свидетелями этих припадков великой балерины
становились друзья и знакомые. Многие недоумевали: почему Виктор терпит такое
обращение? Но тот только отмалчивался…
Супруги мирились, а потом все начиналось сызнова. И
все же Виктор боготворил жену: кто, как не она, пришел на помощь, ничего не
прося взамен, в то тяжелое время, когда от него отвернулись даже родные? А ведь
Анна тогда была ему никем… Да и сейчас она работает на износ для их общего блага
– выступления, гастроли, постоянные разъезды.
Она умерла внезапно – в Гааге, на гастролях.
Изношенный непосильной работой организм не смог преодолеть тяжелое воспаление
легких. 23 января 1931 года Анны Павловой не стало. Она не дожила до
своего пятидесятилетия нескольких дней.
За многие годы, проведенные вместе, они стали единым
целым. И вот ее больше нет… Виктор долго не мог прийти в себя. Вернуться к
жизни ему помогло созданное им же Общество памяти Анны Павловой. Именно мужа
Анны мы должны благодарить за то, что сохранились редкие записи выступлений
Павловой, фотографии, костюмы, принадлежавшие ей. Виктором же была написана
книга воспоминаний «Анна Павлова». И хотя общество почитателей таланта великой
балерины просуществовало не так долго, оно сделало свое дело – имя Павловой не
забыто и сейчас. А рядом с именем прославленной танцовщицы скромно стоит и его
имя – Виктор Дандре.
Язык книги сухой, неэмоциональный, читать нелегко. Да и многие личные тайны двух людей остались за
страницами книги. Удивило, что такая книга - без фотографий, хотя известно, что Анну Павлову снимали часто, у Дандре фотографий было много.
Но в любом случае, информация из первых рук – это ценность! Время, потраченное на чтение книги, не жалко. Анна Павлова - символ балета, символ веков. А фотографии я посмотрела и отобрала для вас, друзья, из разных источников.
В подготовке поста использована
информация:
https://biography.wikireading.ru/242061
https://biography.wikireading.ru/262585
Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Какую уникальную книгу вы прочитала! Спасибо, что поделились со своими читателями и блогодрузьями.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина Михайловна! Я не подозревала, что это настоящий раритет. Есть целая серия книг "Женские лики - символы веков". Видимо, попрошу в библиотеке ещё какую-нибудь книгу из этой серии.
УдалитьВ последнее время нравится читать книги подобного жанра. И даже "сухой, неэмоциональный язык" как раз привлекает больше, нежели эмоциональные банальности современной художественной литературы)
ОтветитьУдалитьСпасибо за отзыв, Людмила Федоровна!
Светлана Викторовна, я понимаю, почему Дандре так писал. Он понимал, что его мемуары будут читать, для него было важно, чтобы имя Анны Павловой сохранилось в веках не как имя его жены, а как великой балерины.
УдалитьЗдравствуйте, Людмила Фёдоровна! Очень интересный отзыв, прочитала с удовольствием! Я тоже люблю читать книги об известных людях, узнавать, как они создавали сами себя. Спасибо!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Надежда Владимировна! Анна Павлова стала выдающейся и великой, потому что была трудягой, она отдала всю себя искусству, жила этим. Конечно, ей помогали и Фокин, и Дягилев, и Дандре... Этого не скрывает и автор книги. Но легендой Анна Павлова стала ещё при жизни, танцевала до конца... Жаль, что прожила так мало - немного не дожила до 50...
УдалитьЗдравствуйте, Людмила Фёдоровна! Люблю книги о знаменитых людях. Вы очень интересно рассказали о книге и о самой балерине Анне Павловой. Сгорела, как свеча, но зато сколько успела сделать, объехала полмира. Восхищаюсь такими целеустремлёнными людьми. Спасибо за пост о великой балерине!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте,Лариса Витальевна! Раньше я часто читала такие книги, но что-то про них забыла... Хорошо, что увидела в библиотеке выставку книг. Теперь, даже если выставку уберут, я буду знать, что книги об известных женщинах есть в этой библиотеке. При следующем посещении возьму ещё что-нибудь.
УдалитьЛюдмила Федоровна, знаете, а я люблю читать жизнеописания, такое чувство что проживаешь их жизнь - взлеты и падения. интересно узнать как человек добивался успеха, а личные тайны могут остаться тайной, я думаю, что у каждого могут быть тайны.
ОтветитьУдалитьСвета, я тоже люблю такие книги... Сразу вспомнила, что лет 30 назад читала о Майе Плисецкой. Книга такая толстая, и автора не помню, но она меня так поразила. Сейчас бы ещё раз перечитала. Думаю, что в библиотеках есть подобные книги.
УдалитьО таких людях интересно читать, погружаться в их жизнь, видеть её изнанку.
ОтветитьУдалитьДалеко не все были счастливы в личной жизни. Счастье в профессиональной жизни было, конечно, но каким трудом оно достигалось. Судьба Анны Павловой не исключение.
Спасибо, Людмила Фёдоровна, за интересный отзыв!
Как правило, они не задумывались о личной жизни. Вот и детей не было у Анны Павловой. Всё было поставлено на службу танцу, балету, искусству. О славе она не думала. Преклоняюсь! Благодарю за комментарий, Ольга Николаевна!
УдалитьЛюдмила Фёдоровна, с самого детства меня завораживала и Павлова, и те истории, которые я о ней слышала. Какая великая женщина со сложной судьбой. спасибо за такую интересную аннотацию.
ОтветитьУдалитьЕё знают во всём мире - она объездила столько стран, танцевала, отдала своё искусство людям! Благодарю, Лола, что её раз вспомнили об Анне Павловой!
УдалитьЛюдмила, интересный рассказ о прекрасной балерине.Анна Павлова очень нравилась моей маме,большой любительнице балета.
ОтветитьУдалитьРусский балет славится и сегодня! Сколько прекрасных имён - Уланова, Плисецкая, Семеняка, Нуриев, Васильев... А ещё, Вы слышали что-нибудь о Сергее Полунине?
УдалитьЗдравствуйте! О Сергее Полунине в последнее время часто встречаю сообщения, он ведь теперь возглавил хореографическое училище в Севастополе, и дает сольные программы. Благодарю, Людмила, за книгу о великой Анне! Многие факты знакомы по передачам на ТВ Культура, и фильму Лотяну с Галиной Беляевой в главной роли, и Дандре тоже там присутствует. Судьбы великих личностей часто драматичны... И я люблю мемуарную литературу. Сегодня у меня из серии ЖЗЛ книга Бобореко "Бунин".
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Бела! Мне было интересно читать книгу именно в восприятии событий Дандре, как близкого человека. Но автор описывает, как биограф, как покровитель, как почитатель таланта. Видимо, это он считал более важным.
УдалитьРаньше любил жизнеописания. Сейчас - более равнодушен.
ОтветитьУдалитьСемён, значит, пора писать воспоминая о своей жизни.
УдалитьЛюблю балет, а потому часто читаю книги о выдающихся творческих личностях. Спасибо, Людмила Федоровна, и за эту книгу. Найду, прочитаю. Судьба таких людей мне очень интересна
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, советую ещё найти книжку "Я, Майя Плисецкая" - это воспоминания о жизни, связанной с балетом нашей балерины Майи Плисецкой. Я читала, мне понравилось.
УдалитьЗдравствуйте, Людмила Федоровна! Какой интересный выбор книги. Да, талантливые люди проживали непростую жизнь. Но главное- это то, что они сделали для искусства.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Лилия! Я иногда читаю такие книги - об Агате Кристи книга понравилась. Жизнь, похожая на детектив. В следующее посещение библиотеки постараюсь такие книги подобрать и показать читателям.
УдалитьРада Вашему комментарию!
Спасибо за интересный рассказ и подборку фотографий! Когда-то очень давно смотрела художественный фильм об Анне Павловой, запомнился. А вот книги об этой выдающейся женщине не попадались. Читать мемуары и воспоминания о знаменитых людях порой трудно, но интересно. Жаль, конечно, что автор не проиллюстрировал книгу фотографиями из своего архива.
ОтветитьУдалитьПРиветствую Вас, Марина! Да, оказывается, есть художественный фильм 1983 года об Анне Павловой, нашла в Интернете. Главную роль играет Галина Беляева. А есть ещё и французский фильм о балерине( ещё бы,- французские сезоны Дягилева вошли в историю балета)
УдалитьТакие фильмы ставить не легко, поэтому, наверно, режиссёры не берутся сегодня создать современный фильм о балете.
Очень иноетесное и содержательное эссе, Людмила. Много писали в свое время об Анне Павловой, выдающаяся балерина была. Я видела давно фильм о ней, но естественно без личных подробностей. Хотелось бы мне почитать книгу Дандре, так сказать узнать о ней больше из первых рук.
ОтветитьУдалитьНадежда, у Дандре тоже нет личных подробностей, всё - о ВЕЛИКОЙ АННЕ ПАВЛОВОЙ, как танцовщице. Правда, в книге он оспаривает некоторые факты из жизни Павловой, например роман с Фокиным и называет роль Дягилева в судьбе Павловой преувеличенной.
ОтветитьУдалитьБлагодарю Вас за интерес к книге!
Людмила Федоровна, спасибо огромное! Как интересно! Великая женщина! Обязательно прочту книгу!
ОтветитьУдалитьИрина Рудольфовна! Уже то, что Вы теперь знаете об этой книге, меня радует когда-нибудь она попадёт Вам в руки.
УдалитьПотрясающая история любви! Люблю балет , даже больше, чем драмтеатр, Анна Павлова, конечно, легенда. Тем интереснее читать о ее жизни и любви. Спасибо за пост! Получила огромное удовольствие!
ОтветитьУдалитьБлагодарю, Ирина! Такие книги читаются с особым благоговением, ведь она о реальном человеке.
УдалитьБлагодарю! После таких отзывов хочется ещё глубже изучить тему!Читала книгу Юлии Андреевой "Анна Павлова. Жизнь в танце"- она часто обращалась к воспоминаниям Викора Дандре.Фильм(1983г)снят замечательный!Кстати, в фильме съемки происходили в лондонском доме Павловой. Потрясающе бережно и трогательно хранят люди память об этой божественной балерине.
ОтветитьУдалитьВот я тоже такая... Если что-то интересует, хочу тему дальше изучать. Об Анне Павловой читала давно, но уже не помню авторов, осталось воспоминание о ней, как великой балерине. Но книга Дандре - это воспоминание человека, который был рядом с ней много лет.Она тем и ценна!
Удалить