среда, 7 декабря 2022 г.

Всё живое… и не совсем. К. Саймак, Желязны Р. и Шекли Р.

Продолжаю тему странных названий книг.

 К. Саймак  «Всё живое…»

Странное название для фантастической книги, и как же пришлось Норе Галь изловчиться, чтобы перевести заглавие максимально близко к оригиналу и протащить незаметно цитату из Библии. «Всякая плоть – трава, и вся красота её – как цвет полевой. Исаия  40 глава». В итоге сегодня мы имеем несколько названий одной и той же замечательной книги – «Всё живое...», «Всё живое - трава», «Всякая плоть – трава», «Вся плоть – трава».

 Милвилл – захудалый, богом забытый городишко, каких полно по всему свету. Многие бегут отсюда, те, кто остался – едва сводят концы с концами, а несколько редких богачей нажили своё имущество за пределами города. Но всё меняется, когда город отрезает от остального мира невидимый барьер, а затем происходят не менее странные вещи: идёт дождь из семян, старый вяз разговаривает, а на кустах в заброшенной теплице вместо листьев распускаются...  не поверите… Но всё это не так уж важно. Фантастика – это чаще всего контакт с внеземными цивилизациями, космос, полёты на другие планеты и освоение новых галактик. Как бы не так! Все невероятные и захватывающие дух вещи могут происходить и на нашей планете, надо просто захотеть их увидеть.

Клиффорд Саймак пишет, ну совсем невероятные вещи. Кто бы мог подумать, что цветы – это разумная раса? Мне кажется, что неспроста в романе, написанном в 1965 году, цветы играют такую роль. Середина 60-х – расцвет хиппи, детей цветов, пропагандирующих свободу и любовь (Таппер, например, настоящий хиппарь, вегетарианец, нудист, зато в шапочке). Это и время войны во Вьетнаме (вспомним агент «оранж» который уничтожал растительность вместе с мирными жителями). Но самое главное, что это время постоянного страха, что сверху на тебя и твой город упадёт ядерная бомба.

Главная идея этого небольшого, не такого уж популярного (а жаль!) романа – что в жизни важны доверие, принятие и любовь. В истории человечества есть немало примеров, когда нам лучше и проще сломать и уничтожить то, что мы не понимаем, нежели чем принять и постараться это понять (яркий пример – костры инквизиции), а в книге – решение ударить бомбой по городу, где творится  ужас  что.

Концовка у Саймака  как-то скомкана и непонятна, ведь  по сути ничего не изменилось за прошедшие десятилетия. Главный герой, человек в принципе думающий, в последний момент спасает мир, предложив прекрасную утопическую идею - Цветам нужно, чтобы их любили, давайте будем их любить! Прекрасно, гуманно, человеколюбиво - и абсолютно нереально! Кто будет любить Цветы? Главный полицейский Милвилля Хайрам Мартин, возглавивший поджог дома главного героя ? Или вороватый мэр городка Хигги Морис ? Кто будет любить Цветы, если человечество еще не научилось любить друг друга? Чем-то роман напомнил Стругацких, историю о неудачном контакте в "Отеле у "Погибшего альпиниста"". Реализация другая, но идея та же - человечество не готово к контакту. Не доросло еще.
Но Саймак дарит надежду и шанс людям, он считает, что самое наше главное оружие - любовь. Хочется верить, что он был прав.


Желязны Р., Шекли Р. «Принеси мне голову Прекрасного принца»

Накануне нового века силам Добра и Зла предстоит дать ответ на вопрос, какая сторона будет управлять людскими душами следующие сто лет. Возможно раньше, все решалось бы на поле битвы, но теперь, в прогрессивную и гуманную эпоху, исход определяет соревнование. Та сторона, что предоставит продуманный, наиболее отражающий человеческие чувства, проект, будет властвовать над мыслями и поступками. Для креативного демона Аззи проект не представляет проблемы. Возьмем классическую сказку о спящей принцессе, разыграем ее как по нотам, а финал будет совершенно непредсказуемый. Тогда то все увидят, чего стоят людские помыслы,  и победа точно будет за силами зла. Но, на бумаге всегда гладко, а вот на деле.. Что может пойти не так в таком проекте? Да буквально все! Принц не желает влюбляться в красавицу, принцесса сбегает из дома, волшебный меч не помогает, а делает только хуже, стеклянную гору еще попробуй добыть, все закончились. А времени все меньше и меньше...
Достаточно удачное сочетание героики Желязны и юмора Шекли

Конечно, никаких глубоких мыслей в ней и быть не может, не тот жанр, не та тематика. Для этого есть другие книги. А вот если хочется разгрузить голову от мрачных мыслей и приятно провести вечер-другой, то "Принеси мне голову прекрасного принца" отлично подойдет для таких целей.

Для меня – книга на одно прочтение, несмотря на знаменитые имена авторов на обложке.
Эти две книжки – вклад в читательский марафон «Отличная книга» в ноябре. Ещё две книги со странным названием.

34 комментария:

  1. Мне нравится идея первой книги. Интересно, публикуется ли она на английском языке? Я посмотрю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Клиффорд Саймак принадлежит к числу старейших и популярнейших американских-писателей фантастов. Его произведения , исполненные тревогой на судьбу современного человечества, завоевали признание любителей фантастики. В России он известен давно. Я читала немало его произведений.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Какие странные названия у книг! Спасибо, что рассказали и поделились своим впечатлением от прочтения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна! Названия, действительно, странные. Вот поэтому я решила всё же о них и написать, хоть уже декабрь и в марафоне новая тема.

      Удалить
  3. Очень давно не читала фантастику, обожала в подростковом возрасте и в юности. Потом, наверное, повзрослела и зачерствела.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, я тоже не часто читаю фантастику. Может потому, что не знаю, что же почитать. У мужа много современной фантастики, но там "попаданцы" в большом числе,и книги какие-то похожие по содержанию. Я люблю, чтобы фантастика была со смыслом, как у Саймака.

      Удалить
  4. По теме ноября вы прочитали много книг!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, я прочитала больше, просто привела в пример эти. Но благодаря Вам, у меня пришла идея, прочитанное по теме за месяц просто называть автора и название, или просто характеризовать книги совсем коротко.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Спасибо за подборку интересных книг. Названия действительно странные.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Зоя! Ах, как я жалею, что не опубликовала названия всех прочитанных книг за месяц. Нв будущее - так и буду делать.

      Удалить
  6. Последнее время я как раз перечитываю всю фантастику. Странно, что с этими произведениями я не сталкивалась. Надо будет прочесть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лола, обращаю Ваше внимание особенно на К. Саймака - произведение написано давно, но сюжет этой книги писателя остаётся актуальным. И выхода из ситуации, которую описывает писатель - по-прежнему нет...

      Удалить
    2. Да, я как раз сейчас слушаю аудиокнигу. Чтец прекрасный. К сожалению, Вы правы. Основными вредитеями являются сами элиты и их личными самолётами, яхтами... войнвми. Хочется оставаться оптимистом. Не всегда выходит. Фермеров здесь начинат прижимать. В Голландии - второго поставщика в мире сельскохозяйственной продукции, у фермеров изымают их хозяйства. Пока в основном животноводеческие. Якобы из-за проблем с экологией. Дают им совсем немного денег. И всё. Они сейчас устраивают демонстрации. В СМИ это никак не комментируется. И фермеров не так много. Остальное население занято своими проблемами. Идём прямо в рай Шваба:"И не будет у них ничего, и будут они счастливы". Выход один. Объединяться самим. Выключить телевизоры. Перестать верить СМИ. И самоорганизовываться. В России это уже происходит. И во Франции тоже. Не все - материалисты -потребители. Ваши дети и их родители, которые читают книги и обсуждают их, мои ученики и многие дети в округе, которые растут на природе без телефонов и компьютеров....

      Удалить
    3. Лола! Прошло 3 месяца. Хоть я была в лежачем состоянии, но за новостями следила. Мне жаль, что мы так мало знаем о простых людях за границей. Видимо, наверно, по отдельным общениям друг с другом узнаём правду. Приходится признавать, что сейчас время политиканов и мерзавцев.

      Удалить
  7. Саймака тоже читал много. Правда, указанного Вами названия, не встречал.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот бы устроить громкое чтение этой книги для всего Человечества? Какой бы выход нашли люди Земли?

      Удалить
  8. Да, я же пришла поблагодарить Вас. Слог у Саймака прекрасный.Я нашла аудиконигу. Удобно. Сметала листья в саду, готовила,мыла посуду и одновременно слушала.

    ОтветитьУдалить
  9. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна. Я вспомнила о фильме, который очень впечатлил меня. И он такой оптимистичный. Мне кажется, что в одном из моих предыдущих,уже очень давнишних, комментариях я писала об этом фильме. "Философы. Урок выживания". https://kinodrive.club/2308-filosofy-urok-vyzhivaniya.html Надеюсь, эта ссылка у Вас откроется.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лола! Простите, что так долго Вам не отвечала - 9 декабря я сильно упала... Жаль, что сразу не вызвала Скорую помощь. Может быть, избежала бы таких последствий ... на 3 месяца.

      Удалить
  10. Да,так и есть как вы пишете: "Саймак дарит надежду и шанс людям, он считает, что самое наше главное оружие - любовь." Что то любви стало меньше ...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет, Надежда, её не стало меньше... Мы просто стали больше стали обращать внимание на негатив. Любовь, милосердие, сострадание - всё есть в нашем мире. И Слава Богу!

      Удалить
  11. Людмила Фёдоровна, Клиффорд Саймак - классика, поэтому и вопросы, которые она ставит актуальны всегда. О борьбе добра и зла, о ненависти и любви, о приятии и отторжении непонятного или инакомыслия.
    И да, Ваш блог "Клуб друзей книг" был указан, как хороший пример ведения блога на курсах повышения квалификации, на которых сейчас учусь. Это было очень приятно).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Елена Сергеевна, за отзыв о моём втором блоге. К сожалению, у меня нет на него сейчас времени. я так мечтала, чтобы библиотекарь, который будет работать в школьной библиотеке после меня продолжит моё дело. Но, увы...
      За 3 года там уже третий библиотекарь... Я даже не уверена, что она знает расстановку книг, а уж знает ли она классика Саймака...

      Удалить
  12. Людмила Фёдоровна, здравствуйте!

    Как жаль, что мы так редко стали общаться...
    Но посты о книгах - спасительная нить связи между нами.
    Спасибо Вам большое, что несмотря ни на что, Вы пишете.
    Спасибо за отзывы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, здравствуйте! Три месяца я ничего не писала - столько пропустила в Вашем марафоне. Но я всё равно читала. А что же меня ещё могло спасать ... Лёжа. Даже в больнице прочитала какую-то книгу, даже две, или три... Всё было, как в бреду.

      Удалить
  13. Buon Natale a te e a tutti coloro che porti nel cuore.

    ОтветитьУдалить
  14. Дорогая Людмила, с наступающим Рождеством! С новым годом!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Милая моя Лола! Я всё пропустила - и Новый год, и Рождество, словно в бреду... (см. след. пост)

      Удалить
  15. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Как Ваши дела? Вы совсем пропали, я Вас потеряла - три месяца уже не пишете, я что-то волнуюсь. Откликнитесь))

    ОтветитьУдалить
  16. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Ваш комментарий побудил меня не прятаться в кокон, а открыться людям - "на миру и смерь красна"... И будь что будет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всё должно быть хорошо! Помните, сколько людей вас любит, думает о Вас! Мы шлём Вам энергию любви, поддержки, тянемся к Вам через виртуальное пространство, улыбаемся Вам, думаем о Вас! И Вы про нас думайте. Я тоже второй месяц болею, лекарства вместо еды уже почти, грущу, конечно, но вот вспомнишь про одного, второго, третьего, представишь всех и уже не одна, уже полегче)) Скоро уже весна, она должна нас всех поддержать, ведь с солнышком получше.

      Удалить
  17. Да, зиму я пропустила... Надежда Владимировна! Я почувствовала через расстояние Вашу энергетику! Вот честно! Буду думать, что у Вас тоже будет хорошо! Я даже в этом уверена! Ну, а лекарства, уколы, процедуры - куда ж от них денешься: с утра и до ночи, на и ночью тоже часто...
    Ждём весну! Вместе!!!

    ОтветитьУдалить