среда, 14 ноября 2018 г.

А вот был случай или Этикет в маршрутках


Здравствуйте, дорогие мои!
Стала замечать, что в последнее время стала ворчать, поучать, брюзжать в общем… Но, наверно,  даже с высоты моего возраста не всегда уместно поучать других. Можно попасть в странную ситуацию… Еду на днях в маршрутке. Ехать далеко, почти с одного конца города до другого. Села  у окна, но недалеко от выхода, чтобы удобнее выходить и никому не мешать. Маршрутка постепенно наполняется, водитель просит проходить дальше по салону. На передних сиденьях сидят две девчушки, лет по 15-16. Уткнулись в телефоны, из ушей «провода торчат». На одной из остановок входит мужчина «в возрасте», нельзя назвать старичком, но и не молодой. Он не проходит в салон, а останавливается в проходе рядом с девушками.
Я напрягаюсь, в надежде, что девчонки уступят место. Но нет, они увлечены телефонами.
А в маршрутку входят новые пассажиры, толкая мужчину. Я открыла рот, чтобы…
Но, опережая меня, с противоположной стороны раздаётся гневный женский голос: «Да в конце концов, поднимите свои ж… Что не видите, что перед Вами пожилой человек?  Заткнули уши, закрыли глаза…  Кто вас воспитывал? Где  ваша совесть?»
Одна из девушек стала оглядываться по  сторонам и резко подскочила. А мужчина, повернув голову в сторону гневного голоса, произнёс: «А я об этом не просил! Спасибо!!!» И было в этом «спасибо» столько горечи, неприятия, обиды…
Он так и не сел, девушка тоже… Они так и стояли в проходе, мешая входящим и выходящим пассажирам…
А я сидела и думала, а если бы я попросила девушек вежливо, было бы по-другому?...
Рассказала об этом случае знакомым, побеседовала с учениками, даже а Интернет заглянула...Есть ли какие-то правила этикета  в маршрутках? И каждый второй человек мне заявлял, что маршрутка ("газель") это не автобус, нет мест - твои проблемы, все платим одинаково, "путь бабульки ездят, когда маршрутки пустые"... и т.д. и т.п.

А вот скриншоты обсуждения темы "этикет в маршрутках" в Интернете:


 
Ссылка на сайт, где это обсуждение проходило:

http://www.woman.ru/psycho/medley6/thread/4073696/
Уважаемые читатели, а каково ВАШЕ мнение: есть какой-то особый этикет в маршрутках? Нужно ли просить о том, чтобы уступили место?

28 комментариев:

  1. Людмила Федоровна, думаю что этикет должен присутствовать везде и транспорте тоже. Еще никто не отменял уважение к другому человеку. А мужчину может быть обидело что его назвали "пожилым", но он себя повел корректно с этой женщиной и не вступил в дискуссию. За собой тоже наблюдаю "лезу" иногда куда не просят. Вывод для себя: помоги, если тебя об этом просят, но и умей сказать - нет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Владимировна, приветствую Вас! Во всей этой ситуации меня больше всего как раз и удивило поведение мужчины. С девушками понятно - они просто невнимательны, женщина - хамка, такие ищут, где поругаться...
      А я тоже "влипаю", хотя вроде из добрых побуждений хочу помочь. Что же, ждать, когда попросят о помощи?

      Удалить
  2. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! У нас в основном одни маршрутки ходят по городу. Автобусов мало, а в маршрутках нет льгот, и государству выгодны сейчас маршрутки. Людей набивается, как селёдок в бочке. Все равно места надо уступать. Конечно, девочкам надо было сказать вежливо и тихо, а не кричать на весь салон. Дети со своими смартфонами никого не замечают.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, здравствуйте! Понятно Ваше мнение, спасибо! А почему, как Вы думаете, мужчина так отреагировал? Обиделся? Или всё-таки не хотел сидеть?

      Удалить
  3. Людмила Федоровна, а у вас ездят "газельки" по городу? у нас таких нет - все автобусы большие. Да, сейчас молодежь (да и взрослые) сидят в телефоне, в наушниках, ничего не видят, ничего не слышат. Но эта проблема - уступить ли место? всегда была в обществе. вспомните эпизод из Ералаша про двух мальчишек в автобусе, которые притворялись спящими:)
    это не этикет, я считаю это воспитание каждого конкретного человека. у нас обычно кондуктор громко просит уступить место, если входит пожилой человек.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, у нас по городу ходят и автобусы, и троллейбусы, и трамваи, и маршрутки. Льготы действуют во всех видах транспорта, кроме маршруток. И поэтому в маршрутках никто никому не уступает, за редким случаем... Мотивируя, тем, что "пусть бабульки ездят в автобусах", и там им место уступят. И я считаю, что дело не в правилах этикета, а в воспитании. Но вот вопрос, если попросишь уступить, что услышишь в ответ? И нужно ли просить за других людей?

      Удалить
  4. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Конечно, всё зависит от воспитания. К сожалению невоспитанных людей становится всё больше. В автобусе редко кто уступает место пожилым, и это не только подростков касается, но и взрослых.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса Витальевна, здравствуйте! Это в автобусах, а представляете, что творится в газелях??? У нас город большой по протяжённости. И если ездить каждый день в такой давке...

      Удалить
  5. Здравствуйте, Людмла Федоровна!
    При всей кажущейся банальности, ситуация действительно достаточно щекотливая, я считаю. И мне понятны Ваши попытки разобраться в ней. Моложёжь тут обвинять, думаю, несправедливо. Она всегда была всякая. Я вот каждый раз испытываю страшную неловкость, когда вижу входящего в автобус немолодого мужчину. Пожилой он? Каково его здововье? Нуждается ли он он, чтобя я, женщина, уступила ему место? Ведь каждый мужчина прежде всего рыцарь, МУЖЧИНА. И можно обидеть его мужское достоинство. Именно это, возможно, и произошло в автобусе в вашеем случае.
    Очень непростая ситуация. Я не знаю, как быть.
    Но крик пассажирки совершенно был не к месту.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана Викторовна, здравствуйте! Нет-нет, а не обвиняю девушек, ведь даже после такого грубого крика, одна из них сразу встала и больше не села, хотя ехала далеко, дальше, чем мужчина. Хотя в моих поездках был случай, когда мне хотела уступить женщина лет 35-38, и я тоже отказалась, потому что мне нужно было выходить... Я беспокоюсь именно о молодых. Учат ли их добру, милосердию, состраданию? Они ведь тоже будут когда-то "дедульками" и "бабульками"? Как тогда они будут ждать сострадания от молодых, если сами были недобрыми....

      Удалить
  6. Недавно мне первый раз в жизни, очень неожиданно для меня уступили место в маршрутке. Дочери об этом я рассказывала с печалью и возмущением, как то не готова оказалась к тому, что возраст подкрался незаметно. Вот почему мужчина так отреагировал. Как вы, женщины, посмели его в старики записать?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Возможно, Леночка... Вот потому и нужно с осторожностью предлагать свою помощь... Чтобы не обидеть! А то мне однажды пожилая тоже ответила: "Что я хуже вас выгляжу? Постою"

      Удалить
  7. Про ситуацию с девочками можно долго рассуждать. Я на их стороне. Объясню почему.
    «Да в конце концов, поднимите свои ж… Что не видите, что перед Вами пожилой человек? Заткнули уши, закрыли глаза… Кто вас воспитывал? Где ваша совесть?», — думаю такие хамские слова могли прозвучать только от обиженных жизнью людей. Вечно недовольных действительностью, живущих со словами "а раньше было лучше".
    Взрослые должны направлять именно добрым словом и подсказкой, а не кидаться словесным мусором.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елизавета, здравствуйте! Хамство присуще не только тем, кто живёт со словами "а раньше было лучше"... Хамят и молодые, и пожилые. Всегда были люди разного воспитания. Но сегодня молодые мамы, к сожалению, не учат своих детей самому элементарному - говорить "спасибо", "пожалуйста". Работая в школьной библиотеке около 30 лет, я замечаю, что дети (разного возраста!) даже не здороваются... Страшного, конечно, ничего нет... И я не "вечно недовольная действительностью". И, может быть, я сетую и ворчу зря...

      Удалить
  8. Главное - всегда и везде оставаться воспитанные человеком, и не важно, автобус. маршрутка, метро... Кстати, в метро в Москве нам всегда молодежь уступала место, и мы всегда были очень рады и благодарны

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Борисовна! Было приятно, чтобы так думали хотя бы взрослые люди... А молодое поколение нужно воспитывать!
      Но и транспорта в городе должно быть достаточно, чтобы не провоцировать бескультурье. Правда?

      Удалить
  9. Людмила Федоровна, мое мнение однозначное: тут не в этикете дело, а в воспитании человека. Ну и ситуации, конечно, бывают разные. Примеривая на себя, скажу, что если бы я не была с большой "поклажей" и не уставшая после длинного трудного дня, то непременно уступила бы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот именно, ситуации, Наташа! Вот так гневно обрушиваются на молодых, а если девушка больна, например... Наверное, все люди: и стар , и млад должны быть внимательны и добры друг к другу. И даже возраст здесь не главное...

      Удалить
  10. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! А я считаю, что не правы все! Девочки - могли бы и уступить.
    Мужчина, мог бы не так резко реагировать и всё же сесть или посадить обратно девочку, ну а невоспитанная женщина сзади, и так понятно!
    Всё действительно зависит от воспитания.....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия Павловна, здравствуйте! Я не защищаю молодых, я их жалею. Они не плохие, но очень не внимательные. Телефоны им заменили общение с друзьями и окружающим миром. Детей нужно учить доброте и милосердию. Но это уже вопрос к семье.
      Благодарю за Ваше мнение!

      Удалить
  11. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна. Плюс ко всему сказанному, всё же провокатором ситуации можно считать водителя. Действительно, по технике безопасности нельзя в газельке стоя ехать. Он не должен был сажать лишнего пассажира. Ну а про воспитание и человечность всё выше сказано верно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда Владимировна, здравствуйте! Вот... Когда газель едет через центр, водитель не перегружает салон- боится, что остановит ГИБДД и последуют наказания... Не случайно же он постоянно кричал: "Не толпитесь у входа! Проходите дальше!"
      А мы этот "опасный" участок уже проехали, почему бы и не заработать...

      Удалить
  12. У меня была похожая ситуация. Но только в автобусе. Девчонки сидели на передних местах. Где черным по белому указано: места для инвалидов и женщин с детьми и т.д. Но если нет инвалидов - бога ради, кто что скажет. Но зашел старичок с палочкой, а ни одна даже не пошевелилась. Лично я им сказала об этом. Культурно, конечно.
    Орать, конечно, нельзя. От "ора" и оскорблений у многих ребят срабатывает отдельная реакция. Или вообще никакой реакции. Вполне допустимо с точки зрения психологии.
    Мне же, если уступают девчонки, я их усаживаю обратно. Сама помню себя в молодости - на высоких каблуках к концу дня ноги отваливались... Если парень уступает - сажусь. Правда - все зависит от воспитания.
    Очень интересная дискуссия, Людмила Федоровна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот и выходит, Ирочка, что в этой ситуации сплоховала я. Если бы успела попросить девочку, было бы лучше. Кричать бы не стала. Правда тихо бы не получилось, сидела я на третьем ряду у окна. Но меня постоянно это напрягает: сделаю - попадаю в дурацкие ситуации, не сделаю - потом переживаю...
      А женщина - хамка ничего не ответила мужчине, и перед девочкой не извинилась. Все неправы!

      Удалить
  13. Людмила Фёдоровна, маршрутки - это зло. В нашем городе этого зла МНОГО. У нас практически нет автобусов. Можете себе представить: 720 000 человек живёт в Тольятти, а автобусов НЕТ. Несколько маршрутов (может, 3, а может, 5), которые не ездят по нужным мне улицам. Мы вынуждены ехать в таких "газелях" и слышать оскорбительные высказывания, разговоры водителей по рации. А меня ещё выбивает просто из колеи МАТ. Молодые люди, не стесняясь, матерятся на весь салон. И водитель НЕ ДЕЛАЕТ ЗАМЕЧАНИЙ.
    В ситуации, рассказанной Вами, неправы ВСЕ. Всё точно сказано...

    ОтветитьУдалить
  14. Ольга Николаевна, здравствуйте! Мне остаётся добавить, что если на этих газелях ездить каждый день на работу и обратно, то нужно иметь большую выдержку и крепкую нервную систему. Хочу пожелать и молодым, и людям постарше в любой ситуации оставаться ЛЮДЬМИ!"Как аукнется, так и откликнется".

    ОтветитьУдалить
  15. Людмила Фёдоровна, меня приятно удивляет вежливость молодёжи по отношению к моим родителям и в Москве, и когда они приезжают в Марсель. Я поняла, что мы сами "задаём" этот мир. Бывает так, что я выхожу на улицу, и всё скверно. И дождь, небо серое или солнце злое, жгучее, да люди вокруг мерзкие, грубые, никто не улыбнётся, не поможет старым и немощным. А иногда выйдешь, и красота! И солнышко ласковое, или дождик приятный такой, и люди добрые, отзывчивые. Иразговоришься с кем-нибудь приятным... Я поняла, что мир - это моё отражение. Что я в него посылаю, то и получаю. Если я ворчу на недостатки других, то, конечно же, всё время буду наблюдать или терпеть их. Это не к тому, что надо насильственно улыбаться, как американцы, а просто отслеживать по окружающим, какая я сегодня. Мои ученики мне точно показывают, в каком состоянии духа я сегодня или в данный момент.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А бывает, наоборот. Приятное настроение, хорошая погода, ожидание приятного события впереди... А проедешь в транспорте, сделаешь 2-3 пересадки... Я иногда думаю, что некоторые люди специально ездят в газелях, чтобы "разрядитья" - излить свой гнев, раздражение на других. А тот, кто вежливее и порядочнее, остаётся потом с плохим настроением и самочувствием. Вот и ворчу потихоньку, потому что хамить не умею...

      Удалить