среда, 25 ноября 2020 г.

Неожиданный Акунин

Продолжаю участвовать в читательском марафоне «Отличная книга». 

Тема ноября "Произведения фантастического жанра"

По этой теме уже прочитана книга "Человек - человеку кот". Читайте ЗДЕСЬ

Для тех, кто знает Акунина, как автора историко-приключенческих книг будет неожиданность. Ведь книга называется «Фантастика». 

И это не только название. На обложке книги помещены слова автора 

«Это моё представление о том, как должен выглядеть настоящий фантастический роман: всё, как в обычной жизни, плюс маленькая доза необъяснимого, из-за которой вся окружающая реальность вдруг начинает бликовать и расползаться». Заинтриговал.

Завязка истории происходит в советские годы – двое незнакомых подростков оказываются единственными, кто выжил в страшной аварии.

Белая колонна, она же белый столб

«Серый тяжело вздохнул. Тут радио, будто подслушав его муторные мысли, спросило стихами:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

И поперхнулось. Потому что автобус кинуло вбок – до того сильно, что у Серого кепка слетела с головы.

Остальных пассажиров тоже качнуло, но дальнейшее произошло так быстро, что вряд ли кто-нибудь из них успел проснуться. Да если и успел, какая разница? Все равно они уже ничего не расскажут.

Роберт Дарновский взглянул вперед, на кабину водителя, и увидел сквозь двойное стекло посреди дороги нечто очень странное: высокую и широкую белую колонну, даже не то чтобы белую, а будто наполненную изнутри ярким-преярким светом. Сама же колонна была вроде как стеклянная, во всяком случае в ней отразились фары.

Сергей Дронов увидел то же самое, только немного в ином ракурсе, и назвал про себя колонну «белым столбом».

Почему шофер так круто рванул влево, было ясно: вылетел из-за поворота, увидел неожиданное препятствие и попытался избежать столкновения. Непонятно другое – зачем в следующий миг он столь же резко вывернул руль обратно.

«Крэзанулся он, что ли?» – мелькнуло в мозгу у Роба.

А Серый подумал просто: «Щас вмажемся».

Оба непроизвольно зажмурились, ожидая услышать звон разбитого стекла, но услышали совсем другие звуки, причем Роб одни, а Серый совсем другие.

Но сначала лучше рассказать, что они увидели…»

 

После этого каждый из них обнаруживает сверхъестественные возможности: Роберт, «очкарик» и отличник, может читать мысли людей, а Серега, обычный «пацан из района», при чувстве страха развивает скорость в четыре раза выше той, на которую способен человеческий организм. Каждый использует свои способности по своему.

Неожиданный Акунин. И как мне показалось, не самый интересный. Какой-то простоватый и незаконченный. Похоже на мелодраму с налетом мистики. Хотелось бы больше знаменитых авторских приключений, которые в любом романе изобилуют, что нахлестывают друг на друга. Получается такая карусель из событий. А здесь даже дух не успел захватить, хотя задумка интересная. 80-е годы, два старшеклассника чудом выжили в аварии, и получили от каких-то высших сил подарок - ДАР. Один становиться сверхсильным, второй читает мысли по глазам. Рассказ о том, чего добились они благодаря своим уникальным способностям. И вот между ними встает женщина. Да не простая. Тоже имеющая ДАР.

«– В спецслужбах псих на психе сидит и психом погоняет. Чем секретнее, тем чеканутей. Какие на хрен инопланетяне? Никто их не видел, откуда они прилетают, неизвестно, чего хотят – тоже, одни гипотезы. Но при этом целая свора получает немеряные бабки, может запросто ловить людей и замораживать им мозги. Законы им по фигу, твори что хочешь – Родина разрешает. Несколько хитрых сволочей из разных стран, с большими звездами на погонах, изобрели эту дурку, чтоб держать за горло весь мир. Как же, планета в опасности! Получайте, спасители человечества, полный карт-бланш. А все потому, что на свете полно людей, которым нравится верить в заговоры, тайные козни и коварного, вездесущего врага. Вот на ком все эти ЦРУ, КГБ и прочие «Интеллидженс-сервисы» держатся. Напуганными людьми удобно рулить. Сереж, хоть ты-то с ума не сходи.

– А Дар – твой и мой? Откуда он по-твоему взялся?

– Да мало ли на свете не изученных наукой явлений. Может, это следствие клинической смерти.

– А Белый Столб?

– Галлюцинация. Или какая-нибудь шаровая молния нетипичной конфигурации. Не знаю! Этот Васильев говорит, что Анна была на шоссе и все видела. Но ни про какой Белый Столб она мне не рассказывала.

– Как она расскажет, если она немая!

– Это она для тебя немая.

Они качнулись навстречу друг другу, готовые вцепиться друг в друга.

– Ты все-таки ее гипнотизировал, гад! – бледнея, прохрипел Дронов. – Я… я за нее тебе глотку перегрызу.

Он коротко посмотрел в окно и вдруг просиял.

– Проснулась!

Роберт тоже повернулся, но ничего не увидел – только смутные контуры.

А Дронов уже карабкался на подоконник. Едва удержавшись, чтоб не стащить гада за ремень обратно, Дарновский полез следом.

Дронов подоспел к Анне первым. Опустился на колени, взял ее за кисти, да еще стал целовать руку, сволочь.

– Как ты, любимая? Тебе лучше, солнышко? – сюсюкал Дронов, и она позволяла ему слюнявить себе пальцы, но смотрела, между прочим, на Роберта, глаза в глаза!

Целовальщику кивнула, погладила по волосам, и тот триумфально оглянулся на Дарновского: что, мол, съел?

Пускай радуется. Зато Роберт вел с ней разговор.

«Эти люди опасные психи. Я вытащу тебя отсюда».

«Нет, они не сумасшедшие. Старик говорил правду. Те, кого он называет „Мигрантами“, действительно существуют. Это они спасли нам жизнь и оставили на память по подарку».

Роберт потрясенно заморгал. Не верить Анне он не мог.

«Значит, опасность для Земли действительно существует?»

«Этого я не знаю. Старик верит в то, что говорит, но он злой, он только прикидывается добрым. А у злых людей и правда злая. Сам всё про человечество да про человечество, а никакого человечества нет. Есть ты, есть я, есть каждый человек в отдельности. И стоит один человек не меньше, чем остальные миллиарды. Но Старику на одного человека наплевать. Он видит лес, а деревьев не видит».

«Я тебя не понимаю. – У Роберта голова шла кругом. – Так Белая Колонна была? Ты ее видела?».

«Видела. Но это была не колонна и не столб. Луч. Он светил сверху вниз. Уперся в землю. Стал короче, короче. А внутри был свет. Живой».

«В каком смысле?».

И что же получается – любовный треугольник? И кого же Она предпочтет?.  И откуда дары? И зачем? И на достижение каких целей они будут использованы? На эти и другие вопросы, внятно и не очень, отвечает этот роман.
Интересно читать первую половину книги, в которой герои осознают и учатся применять свои новые сверхспособности, но потом начинаются невнятные погони:  «Мигранты», КГБ, ЦРУ, таинственный «Санаторий», да и просто бандиты. А концовка откровенно подкачала. В общем, рекомендую прочесть этот роман любителям творчества Леонида Каганова и Сергея Лукьяненко. Читается быстро, но впечатления не производит.

Предполагаю, что параллельно с сюжетом встречаются ноты сатиры, которые сгущают изображение порой даже до нелепости, и доводят образы до крайности.

«О Даре, вот о чем он плакал.

Как ты распорядился своим Даром, кто бы тебе его ни дал – Бог, которого нет, инопланетяне, которых тоже нет, или сотрясение мозговых клеток? Ты мог проникнуть в тайны человеческого сознания и подсознания, стать гениальным психотерапевтом, утешителем страдающих или голосом безгласных, а вместо этого десять лет рылся в навозной куче, выклевывая оттуда жалкие крохи. А может быть, истинным Даром было вовсе не умение копаться в чужих мыслях, а Мелодия?

Словно в подтверждение, саундтрек взорвался еще более неистовым, прямо латиноамериканским ритмом.

Вот и музыка тоже свихнулась – чему она радуется? Психу-одиночке жить на свете незачем. Еще поддать газу, и на первом же крутом повороте всё закончится. Мелодия оборвется, и продолжения не будет.

Что это дорога вдруг потемнела, пропали дома?

Оказывается, безумного водителя вынесло на загородное шоссе – то самое, Рублевское. Выходит, руки не просто крутили баранку, они знали, куда ехать.

Всё складывалось просто отлично. Где всё началось, там и закончится.

Поворот на Колину Гору он пролетел, едва не перевернувшись – два левых колеса оторвались от земли.

Нет, здесь было бы слишком рано.

Еще надо миновать мост, и за ним будет поворот, где на такой скорости точно не вписаться. Еще полминуты, не больше.

Внезапно Роберта осенило. А что если на самом деле он погиб тогда, в автобусе? И всё, бывшее потом, не более чем предсмертная химера, примерещившаяся угасающему сознанию?

– А вот это мы сейчас проверим, – свирепо сказал он вслух и вдавил педаль газа.

Через мост пролетел вихрем. Вывернул руль, хоть и ясно было – сейчас вмажется в деревья на той стороне изгиба дороги.

Но за поворотом были не деревья. Там стояла, упираясь в самое небо, Белая Колонна, наполненная живым светом.

Последняя мысль, уже в самый момент столкновения, была такая: а мелодия-то звучит. Значит, не конец? Продолжение следует?»

Хороший вопрос! Может быть, Акунин придумает ещё что-то фантастическое. Эта книга не зацепила. Хотя, наверно, книги должны быть разными.

Но мне больше понравились  историко-приключенческие романы Акунина.

 Текст: https://kniga.zone/read/126/?book=9266&font=Helvetica&size=15

24 комментария:

  1. Акунин - вполне добротный писатель. Но я старомоден. Для меня существую только три безупречных мастера фантастики:
    1. Стругацкие.
    2. Лем (полное собрание его сочинений я читал на польском. Это сильно отличается от официальных переводов).
    Бредбери.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Семен, согласна с Вами.
      Только у меня несколько больше список безупречных мастеров фантастики. И все они из 60-70 годов.
      До и после - это уже просто подражание или неудачные попытки соригинальничать.

      Удалить
    2. Я тоже с Вами соглашусь, Семён! Стругацких, вообще, часто перечитываю. Но в те годы было немало зарубежных фантастов, которые производили сильное впечатление. Помните, была такая серия "Мастера фантастики" - толстые книги в добротной обложке. Там Хайнлайн, Саймак, Азимов... Гонялись за этими книгами.
      Мой муж покупает серию "Боевая фантастика", но мне такой подход к фантастике не нравится - всё превращается даже не в мистику, а в магию.

      Удалить
    3. Да, и про Акунина. А прочитала довольно много книг Акунина, всё мне нравилось. Если Вы читали, "Ф.М" - там тоже много выдуманного про Достоевского, но очень интересно! Просто мотивирует исследовать творчество великого писателя.

      Удалить
  2. Людмила Фёдоровна, здравствуйте!
    Меня восхищает Ваша способность: Вы интересно рассказываете о книге, которая... "не зацепила".
    Спасибо за отзыв! Вы молодец!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Так это меня не зацепила, в вдруг кому-то понравится. Вот мой муж много читает всякой фантастики, но это не моё, так я его попросила порекомендовать мне книгу из современных авторов, чтобы я хотя бы заинтересовалась (он же знает мои вкусы). Дочитываю такую книгу, и поделюсь с читателями своим мнением. Спасибо Вам за проект,мотивирующий на чтение тех книг, которые давно не читаю - фантастику.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Людмила Федоровна!
    Я не отношусь к поклонникам творчества Леонида Каганова и Сергея Лукьяненко, но Ваш рассказ впечатлил.
    Пожалуй, попробую прочитать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Почитайте! Также, как прочитанный Вами недавно, Лукьяненко, читается легко. Только Лукьяненко сочиняет фантастику, а Акунин рассказывает с иронией, даже сатирой. Я так и ждала после того, что он нагромоздил, последуют строчки типа: "Он приоткрыл глаза, и сквозь ресницы увидел белый потолок.- Я в больнице? Я в бреду? Мне всё это приснилось?"
      Акунин не так прост...

      Удалить
  4. Интересно, Людмила Фёдоровна! Но я не читала. Вы так увлекательно всегда рассказываете, что хочется почитать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина Михайловна! Если Акунина что-нибудь читали, а Вы точно читали, то проанализируете, похож ли этот роман на всё остальное у него.

      Удалить
  5. Людмила, такого Акунина я еще не читала. Спасибо за информацию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот и я, Надежда, тоже удивилась, когда на просьбу порекомендовать современную фантастику, предложили эту книгу. Будет и продолжение, я думаю.

      Удалить
  6. Да, Акунин бывает разный. В свое время, когда читала "детскую книгу", мимо "фантастики" просто прошла. Сейчас восполняю пробел классикой фантастики, именно из 70-х годов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия, а я читать люблю смешивая времена. Так чувствуется разница в темах и стилях.

      Удалить
  7. Читала очень давно. Остались впечатления: начало очень интересно и интригующе, потом стало как-то туманно, а конец вообще смазан и становится не совсем понятно, к чему это все было. Не читала только самые последние его романы, потеряла интерес. Потому что последние из прочитанных были, на мой взгляд, не очень удачные и не очень интересные. Теперь уже и браться как-то не хочется.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина! Именно такое впечатление: интрига вначале, а потом... хотелось узнать конец. Но и он какой-то невнятный.
      Слышала о каком-то проекте Акунина среди писателей. Попробую узнать подробнее.

      Удалить
  8. Людмила Федоровна, обожаю Акунина. Все книги, которые добываю, читаю "на одном дыхании".
    Но складывается у меня впечатление, что каждая последующая книга чуть хуже, чем предыдущая. К сожалению.
    А первой была "Алмазная колесница".
    Про фантастику Акунина узнала впервые от Вас, только что).

    ОтветитьУдалить
  9. Елена Сергеевна, я тоже с увлечением читала книги Акунина. Первой была маленькая, чёрная книжка "Азазель". А потом родители школьников принесли в макулатуру(?) стопку таких же книжек, обложки оторваны, жёлтая, газетная бумага. Но я отремонтировала, начала читать сама и предлагала учителям и сотрудникам гимназии. Всем нравилось.
    Поэтому я и написала "Неожиданный Акунин", потому что это его новый проект.
    Спасибо, что зашли в гости!

    ОтветитьУдалить
  10. Людмила Фёдоровна! Я тоже не люблю боевую фантастику. Но набор настоящих произведений у меня таков, что, полагаю, Вам и не снилось. Именно потому я был вынужден выучить языки, поскольку в букинистах купить книжки на языках не было проблемы. Всё, что тормозилось в официальных издатах. Слава коммунистам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А есть у Вас каталог, или список этих произведений? Мой муж занял под боевую фантастику целый стеллаж и все книги переписал в алфавитном порядке. Теперь знает, что у него есть. С Вами мы и не думаем тягаться, но интересно, что Вы читали.

      Удалить
  11. Из фантастики читала когда то Азимова и Бредбери. И еще кое-то из Стругацких. О фантастике Акунина не знала, Людмила. Может быть и прочту, вы меня заинтересовали пересказом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Надежда, раньше мы читали фантастику. А теперь это уже классика. Акунин только начал свои опыты с фантастикой, может быть, ещё напишет.
      В ближайшее время напишу пост о современном авторе, которого мало кто знает.

      Удалить
  12. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Действительно - неожиданный Акунин. Стало интересно, посмотрю, есть ли эта книга в наших каталогах. Спасибо за интересный обзор!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Дарья! Я взяла книгу в муниципальной библиотеке, удивили меня сотрудники, что Акунин написал фантастику. Ещё у него есть "Детская книга", я пока не читала.

      Удалить