понедельник, 18 апреля 2022 г.

"...смех как лекарство удивительной силы". Читаю пьесы Г. Горина

 Приветствую всех моих читателей!  Больше 10 дней не заходила в блогосферу – никак не могла поймать подходящее настроение, даже читается плохо…

„Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не саму пьесу: пьесу можно и прочесть".   Александр Николаевич Островский

 В театр выбраться не удаётся, вот я и читаю пьесы.

Я приступала к чтению  пьес этого автора с абсолютно не предвзятым мнением. Конечно, имя Григория Горина всегда на слуху. Но я не была знакома, как казалось,  с его творчеством. Совершенно. Мне не довелось раньше читать его пьесы, посещать спектакли, не смотря на то, что в репертуаре наших  театров  они, конечно, есть. Видела  экранизацию  о Мюнхаузене. Тем интересней и ярче было знакомство! 

Под одной обложкой этой старенькой книжки собрались фильмы и спектакли так любимые многими с детства. Когда знакомое, вечное, красивое облечено в слова, оно обретает новую жизнь, совсем с другой стороны смотришь на творчество автора и режиссёра. Очень понравился мне юмор в каждой из историй.

Понравилась история про Мюнгхаузена.  Казалось бы, довольно тривиальный сюжет - о будничной жизни знаменитого барона Мюнхгаузена, того самого, который знаком нам с самого детства и любим за его немыслимые, но от этого еще более потрясающие подвиги. Как оказалось, барон глубоко несчастен. Трудно романтику жить среди пессимистов и прагматиков, лишенных воображения и чувства юмора!
Повесть о Свифте, авторе всем известного Гулливера, полна магического реализма и абсурдного юмора.

Юмор, ирония, глубокий жизненный и даже порой философский смысл фраз поистине тронули меня, наполнили теплом душу, подарили много минут удовольствия и размышлений. Прочитала пьесу и захотелось посмотреть спектакль.

«Феномены»

Однажды в небольшом гостиничном номере собирались трое мужчин. Все они — феномены — то есть люди, якобы обладающие паранормальными способностями. Один умеет смотреть сквозь стены. Другой — двигает предметы руками. Третий — наловчился читать мысли. Спустя сутки им предстоит доказать высокой комиссии, что они не шарлатаны. И это история была написана не вчера — дата её создания 1984 год.

Свои пьесы сам Горин называл комическими фантазиями. Люди в них и смешны, и трагичны.

Вот, например, пьеса «Забыть Герострата».
Знаете кто такой Герострат? Надеюсь, вопрос риторический, но сегодня приходится уточнять.

Храм Артемиды считался одним из Семи чудес Древнего мира. Он представлял собой сооружение, спроектированное архитектором Черсифроном, чтобы отдать дань Артемиде - богине охоты и деторождения. Плиний Старший писал, что это был первый храм, построенный полностью из мрамора. Только представьте: 36 из 127 колонн вырезаны с рельефами!

Храм был возведен в VI веке до нашей эры, чтобы заменить менее богато украшенное здание в ее честь. Прежняя постройка была разрушена, вероятно, паводковыми водами. Общество, правительственные чиновники и почти все остальные надеялись, что новое здание будет стоять вечно, но они не подозревали, что придет какой-то Герострат и уничтожит храм в одиночку.

Все, что осталось от оригинальной конструкции - одна мраморная колонна. Сам храм был построен при финансовой поддержке Креза, последнего царя Лидии, который был известен своим богатством. Стоит отметить, что в том время мрамор был фантастически дорогим. Но была надежда, что это здание простоит века, если не вечность. На постройку ушли долгие годы, а разрушен был всего за миг. Её сжёг один человек.

Для тех, кто хочет подробно вспомнить эту историю https://diletant.media/articles/30013942/

https://zen.yandex.ru/media/id/5cce7d93a8ac8300b3496ee5/proslavitsia-liuboi-cenoi-bolee-dvuh-tysiach-let-nazad-gerostrat-sjeg-hram-artemidy-v-efese-chtoby-voiti-v-istoriiu-5cd6ac1c849658051f767e49

Пьеса  основана на известном случае, произошедшем в Эфесе, вольная  и обдуманная  интерпретация того, что же могло произойти, чего же хотел Герострат на самом деле, сжигая храм Артемиды, книга просто исполнена афоризмами и качественным юмором, игрой слов в диалогах. Забыть Герострата просто не удастся...

Забыть Герострата... Забыть человека, который разрушил храм Артемиды. Вечный вопрос: мы не помним имени создателей храма, зато очень хорошо помним того, кто его разрушил? Несправедливо совсем. Может быть, стоит забыть? Но как? Горин очень интересно показывает, что как бы ни старались сразу вычеркнуть такого человека из памяти, он наоборот становится все более известным. И с одной стороны он показывает, как хочется его забыть, как несправедливо то, что его помнят, а с другой... Очень правильная мысль: Забыть – значит простить! Ведь если мы забудем, то простим, а значит, будет это повторяться вновь и вновь. А с другой стороны: а поможет ли нам эта память избегать подобного в будущем? Пока, увы, нет. История все повторяется и повторяется..

"Делай что хочешь, богов не боясь и с людьми не считаясь! Этим ты славу добудешь себе и покорность!" Это же универсальный девиз всех современных негодяев. Вот вам и ответ на вопрос "Кто виноват?" Герострат виноват!


Замечательная короткая пьеса, которую отлично можно поставить со старшеклассниками. Заставляет задуматься и над тем, кто остается в памяти людей, и над тем, что умная злость хуже глупости. "Я открыл для себя великую истину: сильнее богов - наглость человеческая!" - это то, что надо обсуждать с подростками, почему такая психология не должна быть.

Люди готовы пойти абсолютно на все ради власти, славы или выгоды. Порой желание стать известным человеком и войти в историю может подтолкнуть на страшные вещи, такие как кража и уничтожение реликвий. Но если сегодня популярность (хорошая или плохая) может прийти мгновенно, учитывая возможности социальных сетей и форумов, то раньше людям приходилось проявлять смекалистость.


Герострат был первым. Но далеко не последним и не единственным. Актуально? Без сомнения. Современно? Я бы скорее сказала - "вне времени".

Как оказалось, что я смотрела немало фильмов по сценариям Г. Горина.  Это «Формула любви»,  «О бедном гусаре замолвите слово», «Ты – мне, я – тебе»…

Я прочитала биографию Г. Горина, историю его псевдонима:

https://chtoby-pomnili.livejournal.com/64480.html

И, наконец, друзья, для настроения вам: байка от Григория Горина.

СУДЬБОНОСНЫЙ ВЫЗОВ

Откровенно говоря, я не собирался быть юмористом. Я хотел стать врачом. Окончил медицинский институт, четыре года работал врачом «Скорой помощи». И вот тогда, изучая медицинскую литературу, я обратил внимание на то, что многие врачи указывают на смех как на лекарство удивительной силы. В справедливости этого я убедился на собственной практике. Был такой случай: меня вызвали к одной старушке, которая случайно вывихнула себе нижнюю челюсть. Зевнула сладко, челюсть отвисла. Бывает. Одним словом, ее дело — вывихнуть, мое — вставить. Приезжаю к ней домой, вижу: вся комната забита родственниками, соседями, сочувствующими. Посредине сидит моя бабушка, рот у нее открыт, в глазах — печаль. Я, естественно, волнуюсь. Вправление вывиха — операция сложная. А тут еще на меня глядят десятки глаз. Но я виду не подаю, что волнуюсь, а наоборот, очень так солидно и спокойно говорю: «Не волнуйтесь, бабушка, сейчас мы вас мигом вылечим». После этого сажаю бабушку к столу, пододвигаю себе стул...

 

Вот тут происходит нечто непредвиденное. Я сажусь мимо стула и со всей силой шлепаюсь на пол. По пути инстинктивно хватаюсь за скатерть, со стола на меня падают графин с водой и ваза с цветами.

Наступила зловещая тишина. Я лежу на полу, облитый водой, засыпанный цветами. И с ужасом понимаю, что моему врачебному авторитету пришел конец. И тут в тишине я слышу какой-то странный звук: хи-хи-хи!

Поднимаю глаза и вижу — это смеется моя старушка. Челюсть у нее сама вправилась и теперь лишь чуть подрагивает от смеха.

 Тогда я встаю, спокойно отряхиваюсь и небрежно говорю собравшимся: «Ну вот и все!» А потом во врачебном журнале, в графе «проведенное лечение», я записал только одно слово — «рассмешил».

"...смех как  лекарство удивительной силы"!

 Прочитано в рамках читательского марафона "Отличная книга".

А  себе  я записала: обязательно сходить в театр на Г. Горина.

24 комментария:

  1. Очень рад за Вас, Людмила Фёдоровна! Лет 7-8 назад я поставил в Новгородском театре пьесу Горина "Шут Балакирев", о чём писал в своём прежнем блоге. Спектакль шёл до закрытия театра на кап. ремонт (с эти мне вообще везет, это третий мой театр, закрывшийся на ремонт в самое не подходящее время). С ярославского театрального фестиваля я привез какую-то громадную художественную плошку и министерскую премию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я не сомневалась, Семён Яковлевич, что пьесы Горина Вам знакомы! Наверно, приятно работать по таким замечательным пьесам - юмор -да, но сколько в подтекста, сколько мыслей!

      Удалить
    2. Работа была безумно сложная, особенно, учитывая тогдашнюю ситуацию в театре. Но результатом я до сих пор доволен.

      Удалить
    3. Браво! А сейчас Вам удаётся выбраться в театры Питера?

      Удалить
    4. Нет. Я уже много лет не хожу в театр. Не могу даже проходить мимо театров. Выть волком хочется от тоски, а то и хуже.

      Удалить
    5. Как жаль! А я никак вырваться не могу из дома, тоже хочется выть от этого...

      Удалить
  2. С интересом прочитала у вас про Горина.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Приветствую, Ирина! Если Вам придётся попасть на Горина в театр, не сомневайтесь... Ну а пока можно - почитать.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Людмила Федоровна. Горин прекрасный сценарист - тут без возражений.
    А вот что касается байки медицинской - думаю, ему от главврача досталось по первое чиало за такую запись в графе "проведеннеое лечение".
    Во-первых, это не по инструкции,
    Во-вторых - подверг риску жизнь пациента (как ни странно, но факт).
    А вообще смешно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Конечно, это только байка. Хотя подобный случай, наверняка, у Горина был. У меня же муж - врач, я ему первому прочитала эту байку. Он тоже не поверил, что врач сделал такую запись, муж рассказывает сколько приходится писать врачам. Но без чувства юмора в медицине нельзя, милосердие и терпение т- да, но спокойствие и юмор располагают больных к врачу.
      Вот думаю, что нужно записывать интересные случаи из практики моего мужа.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Людмила Федоровна!
    Я сейчас тоже читаю пьесы Григория Горина. Фильмы знакомы с детства, и спектакли видела, а вот сами пьесы не читала. Вы правы, "словами" его произведения воспринимаются иначе, чем фильмами и спектаклями.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Владимировна! Фильмы и спектакли - это действие, следишь за игрой актёров. А когда читаешь, текст - главное. Хорошо было бы после чтения сразу пойти в театр. Теперь начинается дачный сезон - уже трудно будет планировать театры...

      Удалить
  5. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Прямо самой захотелось почитать пьесы Г. Горина. Спасибо за пост! Мне очень понравился новый фон Вашего блога.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса Витальевна, здравствуйте! Спасибо, что заметили фон - хотя это как пробный вариант, мои зимние рябины, как фон, уже не уместны, весна наступила, снега нет.
      А Горина читать легко, даже в Интернете есть, можно найти любую пьесу.
      Кстати, вижу, что у Вас нет фото... У меня тоже куда-то фото пропало, я обновила его. А многие читатели сейчас и вовсе фото убирают. А смысл, если блог всё равно есть в блогосфере.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Григория Горина я помню. Его раньше можно было увидеть и на телевидении. Его пьесы я не читала. Пока пишу отзывы о пьесах Оскара Уайльда.
    Но я не только читаю пьесы, но и смотрю. Я посетила в начале апреля Кемеровский драмтеатр и посмотрела пьесу "История от Матвея" Нины Беленицкой (читайте мой пост от 13 апреля).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Я была бы рада сходить в театр, но сейчас много дел - уже начали дачный сезон. Да и маму надолго оставить не можем. А поодиночке с мужем - тоже не получается, он ведь работает по суткам, а спектакли - вечером.

      Удалить
    2. Людмила Федоровна, я просто хотела, чтобы вы посмотрели мой пост.

      Удалить
    3. Спасибо, Ирина Михайловна, я стараюсь следить за новыми публикациями, но... расклеилась немного, реже сижу на компьютером...

      Удалить
  7. Добрый день. Людмила Федоровна, как всегда интересно, полезно, а главное перспективно. Взяла себе на заметку, возможно, напишу по пьесам Г. Горина библиотечный урок для старшеклассников, материал позволяет и, как вы верно заметили он - "вне времени", на все времена.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия! Вы знаете, я сначала хотела назвать пост "Прославиться любой ценой..." Но это скорее подходит для рассказа о пьесе "Забыть Герострата". Думаю, что на основе этой пьесы можно провести разговор со старшеклассниками - от поджигателя храма Артемиды до современных антигероев. Буду рада, если Вы расскажете потом о библиотечном уроке.

      Удалить
  8. Самый любимый фильм по сценарию Горина - "Формула любви!. Весь можно на цитаты разобрать. Да и другие тоже шедевральные - "Убить дракона", "шут Балакирев".
    А вот по поводу юмористических вещей, сосредоточенных в одной книге, заметила, что с трудом воспринимаю. нужно даже юмор дозированно принимать)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И не только юмор, Ирина! Тема этого месяца в читательском марафоне - пьесы. Поняла, что всё, уже читать пьесы не хочу, прочитаны пьесы Булгакова, Вампилова, Агаты Кристи. Ставлю точку.

      Удалить
  9. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна!
    Спасибо за отзыв о пьесах Г.Горина!
    Конечно, этот писатель знаком многим из нас.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Рада участвовать в читательском марафоне!

      Удалить