четверг, 9 июня 2022 г.

"... И долго буду тем любезен я народу..." Наш Пушкин


Дорогие читатели!  6 июня мы отметили День рождения Александра Сергеевича Пушкина. В «Литературной газете» опубликована очень интересная статья. Прочитайте! А ещё я предлагаю Вам вспомнить его строки, ставшие крылатыми выражениями. А какие стихи и строки трогают Ваше сердце, Вашу душу?

«Пушкин! Он и в лесах не укроется: Лира выдаст его громким пением…», – так прозорливо писал о своем великом друге поэт Антон Дельвиг еще в пору их общей юности. Он был прав. Пушкину нет нужды скрываться. Он и сегодня на виду у всего мира, как лучший поэт России. Да и не только. «Полагаем, что имя поэта А.С.Пушкина сохранится в 2037 году, и что не только пиитические его произведения, но и прозаические сочинения будут собраны и перепечатаны…» И в этом тоже не ошибся другой современник гениального поэта, Фаддей Булгарин. Пушкина издают и будут публиковать всегда. Ведь он, как метко замечено Аполлоном Григорьевым, «наше всё». И подтверждением всему сказанному могут стать полки книжных магазинов, на которых произведения Александра Сергеевича всегда на видном месте, и которые постоянно пополняются новыми изданиями, такими, к примеру, как собрание сочинений «Весь Пушкин», подготовленное издательством Александра Стручкова.  

И стихи, и проза Пушкина удивительно современны и актуальны. Это свойство гениальной литературы. Так же современны сегодня пьесы Шекспира и Шиллера, проза Толстого, Достоевского, Чехова, поэзия Лермонтова, Байрона, Гете… Как бы ни менялся мир в своем движении по пути к совершенству, открывая все новые возможности, превращая некогда фантастические идеи в реальность, природа человека неизменна. И, по-прежнему, точнее и трогательнее, чем Пушкин, о жизни и надеждах, мечтах и разочарованиях сказать невозможно: 

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Всё мгновенно, всё пройдет;
Что пройдет, то будет мило.

И о любви лучше, чем Пушкин тоже не скажешь. Можно по-другому, тоже хорошо и талантливо, оригинально и трогательно, как делали это Цветаева, Пастернак, Ахматова, Петровых, Есенин, Юрий Кузнецов… Но Пушкин сказал так, что сегодня его слова помнят и повторяют все влюбленные, говорящие на русском языке (и не только):

«Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты…»


«…И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь».


«Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим».

 

И все же для поэта и патриота Пушкина гражданственность лирики была негласным, но твердым условием, которому он следовал неизменно. Он не был ни шовинистом, ни злорадным ненавистником других народов, нетерпимым к иному мнению. Он просто любил свое Отечество, даже обличая недостатки, которые видел и желал их исправления. Но при этом одно из главных свойств автора и его поэзии – справедливость, уважение к читателю, независимо от его убеждений и места проживания. Удивился ли бы он, глядя на нынешние, совсем не братские взаимоотношения стран, бывших некогда одной общей державой? Вероятно, и да, и нет. Да, потому что каждому здравомыслящему, совестливому человеку больно смотреть на злые распри родственных людей или народов. Нет, потому что, имея дар пророка, он все это предвидел:

…Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

 Любовь к родному отечеству для него – не пустые, дежурные слова. Это основа жизненной позиции, выстраданной и неколебимой. Она прослеживается во всем его творчестве, увлекая, волнуя, подавая пример читателям и поэтам, всем, кто душой следует за ним, не предавая своих идеалов, убеждений, Родины и друзей:

…Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Вот уже более двух столетий детство немыслимо без сказок Пушкина, которые приходят к нам в первые годы жизни и остаются в ней навсегда. Его сказки – это, как целебный источник для души и ума, который дарит заряд добрых чувств и светлых мыслей, воспитывая милосердие, сочувствие, сострадание. Справедливо и провидчески сказал о себе Александр Сергеевич:

…И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Он будет любезен нам не долго, а всегда, а его чудные сказки читаются, издаются, экранизируются и помнятся в любом возрасте. Его Лукоморье давно уже стало нашим. И, как сказано, дураки его сказок умнее сказок современных дураков:

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево – сказку говорит...

Сказочный мир Лукоморья, в котором отважный Руслан борется за свою любовь, хитрый поп повержен смекалистым работником, а старуха своей жадностью и гордыней выводит из себя не только старика, но и золотую рыбку, немыслим без сказочных картин природы. Описания ее у Пушкина волшебны не только в сказках, но и в лирических стихах, в «Евгении Онегине», поэмах, везде, где речь заходит о красоте и чарующем обаянии окружающего нас пространства, будь то лесные заросли или степные просторы, речная гладь или небесная высь. Причем, красота их не зависит от поры года или суток, погоды или настроения. Эти картины, и наяву, и особенно в стихах поэта, всегда остаются неизменно прекрасными. 

…Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…»


«Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь…»


«…Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…»

 Его день рождения давно стал всенародным праздником и именно в этот день отмечается День русского языка.

 Сменяют друг друга поколения, «летят за днями дни», но Александр Сергеевич Пушкин стоит на своем постаменте и будет стоять на нем вечно, ибо русская речь и культура окончания не имеют.


Полностью статью ко Дню рождения Александра Сергеевича Пушкина, опубликованную 06.06.2022 в  «Литературной газете»

https://lgz.ru/online/bezdna-prostranstva/

Строки Александра Пушкина, ставшие крылатыми выражениями

Ах, обмануть меня не трудно! /Я сам обманываться рад! (Стихотворение «Признание»)

Блажен, кто смолоду был молод, /Блажен, кто вовремя созрел. (Из романа в стихах «Евгений Онегин»)

Быть можно дельным человеком, и думать о красе ногтей! («Евгений Онегин»)

Врагов имеет в мире всяк, / Но от друзей спаси нас, боже. («Евгений Онегин»)

Зачем кусать нам груди кормилицы нашей, потому что зубки прорезались? (Из письма к К.Ф. Рылееву, 25 января 1825 г.)

И сердце вновь горит и любит — оттого, /Что не любить оно не может. (Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»)

Мы все учились понемногу/ Чему-нибудь и как-нибудь. («Евгений Онегин»)

Мы почитаем всех – нулями,/ А единицами – себя. («Евгений Онегин»)

Не продаётся вдохновенье, /Но можно рукопись продать. (Стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом»)

Привычка свыше нам дана, /Замена счастию она. («Евгений Онегин»)

Разберись, кто прав, кто виноват, да обоих и накажи. (Повесть «Капитанская дочка»)

Я пишу для себя, а печатаю для денег. (Из письма П.А. Вяземскому, 8 марта 1824 г.)

 https://russiaedu.ru/vuz/19/khsu/news/studenty-khgu-v-chisle-pobeditelei-konkursa-festivalia-den-russkogo-iazyka-pushkinskii-den-rossii

https://matveychev-oleg.livejournal.com/2990030.html

http://pushkins1.narod.ru/16s.htm    

 А какие стихи и строки  Александра Сергеевича Пушкина трогают Ваше сердце, Вашу душу?

14 комментариев:

  1. Ответы
    1. Olga! E come appaiono le tue linee Pushkin preferite nella traduzione italiana?
      Ольга! А как в итальянском переводе выглядят ваши любимые пушкинские строки?

      Удалить
  2. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Действительно, А.С.Пушкин - "наше всё". Мои любимые строки Пушкина:
    "О сколько нам открытий чудных
    Готовят просвещенья дух
    И опыт, сын ошибок трудных,
    И гений, парадоксов друг,
    И случай, бог изобретатель."

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лариса Витальевна! Спасибо! Это очень известные строки!

      Удалить
  3. Я к вам пишу — чего же боле?
    Что я могу ещё сказать?
    Теперь, я знаю, в вашей воле
    Меня презреньем наказать.
    Но вы, к моей несчастной доле
    Хоть каплю жалости храня,
    Вы не оставите меня.

    ОтветитьУдалить
  4. Ответы
    1. Pushkin is more than 200 years old, but he is surprisingly modern. Margaret! I invite you to my blog "Book Friends Club" - https://bibl-140.blogspot.com/2022/06/90.html . The message "Mecca of the Russian soul".
      Больше 200 лет Пушкину, но он удивительно современен. Маргарет! Приглашаю Вас в мой блог "Клуб друзей книг" - https://bibl-140.blogspot.com/2022/06/90.html. Сообщение "Мекка русской души" .

      Удалить
  5. Ирина Михайловна, отлично! "Письмо Татьяны" к Онегину помнится со школьной скамьи.

    ОтветитьУдалить
  6. Сейчас у нас белые ночи и вспоминаю " сижу читаю без лампады и ясны спящие громады..."

    ОтветитьУдалить
  7. Может быть это и странно, но я больше всего люблю похабные стихи "нашего всего". Вот уж где юмор. Мало того. с Пушкиным связано чёрт знает сколько легенд и с сплетен. Об этом я буду писать, рассказывая о его трагической дуэли. Было ли это убийством? Кто теперь знает. Кстати: нет ли у Вас проблем с входом на мой адрес? Кто-то жалуется на сложности.

    ОтветитьУдалить
  8. Здравствуйте, Семён! Конечно, существует много всяких сплетен, но я как-то не интересовалась этим. Да, и "таких" стихов мне не встречалось.... Наверно, интереса не было к этому. Вот про дуэль читала разные версии.
    Что касается блогов, то сейчас много недоразумений - то картинки исчезают, то фото комментаторов, а то сами комментарии не публикуются, а оказываются в спаме. Я к Вам заходила 2 раза, но комментарий не публиковался - пишет: "Из-за ошибки комментарий не опубликовался"

    ОтветитьУдалить
  9. 6 июня пошла по кабинетам коллег с просьбой прочитать пару строк пушкинских. Взамен рассказывала о пушкинской карте и дарила наклейки с Пушкиным)
    Все так обрадовались возможности отвлечься на прекрасное)

    А Пушкинскую карту в регионе я курирую. Видимо, не случайно))

    ОтветитьУдалить