суббота, 24 октября 2020 г.

«Либо голова, либо руки… " Третьего не дано? Несколько мнений о книге. Читать ли её, решать вам.

Ее детские рассказы признаны не только в России, но и во всем мире, ведь они награждены самой престижной премией детской литературы — Дипломом Ганса Христиана Андерсена. А кто ничего не слышал о Марине Москвиной, всё равно её знает, ведь это она написала сценарии к известным советским мультфильмам, один из которых незабываем, ведь он рассказывает о летающих крокодилах («Что случилось с крокодилом») Привлекло название «Моя собака любит джаз» (О, подойдёт для проекта О.Н. Голубевой «Отличная книга», Тема октября – «Флора и фауна в названии произведения») Замечу, что на обложке книги написано – невероятные истории для детей и взрослых. А ещё, что книга награждена Дипломом Ганса Христиана Андерсена. Книга прочитана. Очень сложно обосновать, почему книга не понравилась, не хватает веских аргументов, все претензии к ней основаны только на внутренних ощущениях непринятия как такового. Давайте размышлять вместе. 
В сборнике «Моя собака любит джаз» на самом деле скрывается не один, а целых два сборника рассказов. Первый — «Жизнь и приключения милиционера Караваева» включает в себя забавные истории из жизни честного русского молодого милиционера, который сам их и написал. Караваев тот еще выдумщик и искатель приключений. Он, что барон Мюнхгаузен, попадает в непостижимые умом ситуации, но всегда выходит из них победителем. И каждый раз бывает награжден начальством, правда до определенных пор — по традиции герои могут пасть, если на них донести. Юмор и абсурд? Конечно. Но темы этих рассказов, на мой взгляд, больше подходят для взрослых, хоть и написаны простым, можно сказать, детским языком. Но перед тем, как купить ребёнку эту книгу, пролистайте сами, считаете ли Вы необходимым давать вашему ребёнку такие «правдивые знания», хоть и с юмором. А вот второй сборник под идентичным названием самой книги «Моя собака любит джаз» — это рассказы, за основу которых взята жизнь одной семьи, состоящих из мамы, папы и сына. Рассказ идёт от лица десятилетнего героя. Рассказы весьма сюрреалистичны, порой абсурдны и вроде как наполнены юмором и иронией. Именно «вроде как», поскольку настоящих чувств и отклика не вызывают. Что ж, решила позондировать, как читатели Интернета воспринимают книгу. Оказывается, по-разному. 
 «Обожаю Марину Москвину, неподражаемый стиль и юмор. Эта книжка написана для детей, но взрослым, не растерявшим детского восприятия жизни, тоже будет очень близка и интересна».

 «Отключай голову. И это единственный тебе совет, читатель. Будешь пытаться найти в абсурдных поступках героев смысл - бросишь книгу ещё на зачатках. Так и я бы поступила, потому что "приключения милиционера Караваева" совершенно мне не зашли. Парад абсурда. И совсем даже не смешно, а я чувством Ю не обделена…» Подробнее на livelib.ru: https://www.livelib.ru/book/1000491322/reviews-moya-sobaka-lyubit-dzhaz-marina-moskvina 

 «Если их основное назначение – развлечь или скоротать время, то их абсурдность скорее скучна, чем забавна». 

 "Эта книга - жилетка, книга - антистресс, книга - спасение от плохого настроения, книга - кусочек сладкого арбуза в жаркий день. Она детская, но находит отклик в душе любого возраста, потому что затрагивает и взрослые проблемы. Москвина даже про уход отца из семьи может написать с юморком! Однако же, книга абсолютно не моя. Забавная, веселая, тут хи-хи, там ха-ха, но не более. Уверена, через пару недель я вряд ли вспомню содержание хотя бы одного из рассказов. Но это отнюдь не значит, что она плоха. Это я такая привереда". 
http://readly.ru/author/274/ 

 "Ахтунг!!! Гадость!!! Конечно, можно спрятаться за абсурд, сказать"это трансформация советской действительности" и прочие высокопарные, красивые слова, но лучше от этого пахнуть не станет. Фальшь,бред и мерзость. Именно так". Подробнее на livelib.ru: https://www.livelib.ru/book/1000491322/reviews-moya-sobaka-lyubit-dzhaz-marina-moskvina

 "Вообще, это рассказы про мальчика, про его маму и папу, и собаку, и учителей. Прелестные рассказы. Как они хобби искали. Как учитель рисования сделал предложение их семье, но потом ушел в другую семью. Или как они поймали карася и долго пытались его лишить жизни. Про смешных и добрых людей книжка. Немного абсурдно, немного придурочно, и очень здорово написано. Надо будет потом еще почитать Марину Москвину. Подробнее на livelib.ru: https://www.livelib.ru/book/1000491322/reviews-moya-sobaka-lyubit-dzhaz-marina-moskvina 

"Книга Москвиной - как игра в поддавки. Всё в ней "вроде": вроде шутки, вроде от детского лица, вроде лирика, вроде правда жизни. Эта книга, как непропечённый пирожок: казалось бы, все ингридиенты на месте, а чего-то не хватает. Чего-то самого важного, настоящего. Эта книга заигрывает с ребёнком: "ах, как я тебя понимаю, счас я тебя рассмешу" и со взрослыми: "ай, какие наши деточки умилительные". В ней много сниженной лексики, но от этого она не становится более достоверной. Это не вкус настоящей клубники, а какой-то клубничный "орбит", фальшивка, подделка. Бойкие почеркушки без мысли, без души, без юмора, зато с массой претензий на тонкость, ранимость и интеллигентность. Подробнее на livelib.ru:https://www.livelib.ru/author/31051/reviews-marina-moskvina 

 "Полностью абсурдистские истории Марины Москвиной, в духе Даниила Хармса, по сути, не несут в себе практически никакого смысла. Они о том, как бывает, когда жизнь не буднична и не скучна, когда человек смотрит на вещи под иным углом, когда серости и единообразия не существует. О том, что жизнь есть самое удивительное чудо из всех возможных, а воображение — еще одно чудо, которое нужно использовать, абсолютно при любом раскладе и в ответ на любую проблему или сложность". https://zen.yandex.ru/media/proknigi/absurd-i-iumor--moia-sobaka-liubit-djaz-mariny-moskvinoi-59ca50b448267707d72b885e 

  Рассказ «Дерево моё сучковатое» Его суть в том, что папа и мама, рассуждая к чему бы приспособить своё дитя, что ему в жизни пригодится, отмечают: «либо голова, либо руки. Третьего не дано». Случай показал, что это не так. 
Как-то мама с сыном оказались свидетелями пожара. «В обмундировании, с усами и в шлеме из машины выходит пожарный. – ТАК-ТАК, – говорит он, осматривая место происшествия, – ТАК-ТАК. ТАК-ТАК-ТАК. А мама: – Скорее! Скорее! – Зачем спешить? – солидно говорит пожарный. – Надо делать вещи основательно. Тогда они будут жить в веках. Голос у него звучный. Телосложение могучее. Свет и покой излучает он. – Ну, теперь всё будет хорошо, – с облегчением вздыхает мама. – Всё хорошо. Всё хорошо, – улыбается пожарный, выпячивая грудь, – только у нас нет воды. – Как нет воды??? – С водой сейчас перебои, – поник головою пожарный. – Отсюда пробуксовка в ликвидации пожаров. – Но, может быть, есть ещё какой-нибудь способ? – спрашивает мама. Брови пожарного сошлись на переносице. Обмозговав все «за» и «против», он бросил с размаху на землю резиновые перчатки и сказал: – ЕСТЬ ТАКОЙ СПОСОБ! Риск, правда, очень большой. Да была не была! Он влез в машину и обменялся с командой короткими фразами, которыми обмениваются люди несловоохотливые, но хорошо понимающие друг друга. – Давай, ребята! – толстым басом приказал пожарный. – Только без лишнего геройства. Знаю я ваши горячие головы, – напутствовал он выходящих из машин пожарных и хлопал отечески каждого по плечу. Все они были исполины, каких я сроду не видывал, даже трудно поверить, что живут на свете такие великаны. Их бессловесное появление вызвало любопытство у обитателей дома. Многие прильнули носами к стёклам и внимательно следили за разворотом событий. Тем временем пожарные вошли в самое пекло. Слаженно и неторопливо они окружили горящее дерево и с величайшей серьёзностью стали расстёгивать свои комбинезоны. – Я не понимаю, – сказала мама, не в силах вынести волнения ожидания, – что они собираются делать? Величественные и невозмутимые, ни разу не оглянувшись, грозно и торжественно пожарные сняли штаны. – По когтю узнают льва, – услышал я потрясённый шёпот мамы. И мы подошли поближе, желая убедиться, что нас не обманывает зрение. В ту же секунду сильные струи диаметром каждая не менее трёх-четырёх сантиметров ударили по эпицентру пожара. Это казалось немыслимым, но они окатили всю липу – от кроны до корней, – хотя дерево было чудовищных размеров. Они гасили и гасили, мужественные, непреклонные, засучив рукава, на полную катушку, ни разу не зевнули, не кашлянули. В течение трёх часов сорока пяти минут воцарившуюся тишину нарушало лишь журчание струй, шипение потухших углей, потрескивание гаснущей коры… И, о чудо!....» 

 Согласитесь, что юмор не детский. Скорее детская книга для взрослых. Но как утверждают читатели Интернета, книга рекомендована учителем для внеклассного чтения. 

«Книга значилась как внеклассное чтение для третьего класса. Прочитала вначале сама. Очень не понравилась. Давать ребенку не стала. Я не ханжа, но привет из 90-х моему ребёнку не нужен. Да и про нормальную "шведскую семью" объяснять ей тоже не хотелось бы». Подробнее: https://www.labirint.ru/reviews/goods/300106/ 
Ещё несколько цитат: 
«Она добрая, но строгая, и очень некультурная. «The table, the table», а сама в носу ковыряет. Весь нос искрутила. А все на нее серьезно смотрят. И в кабинете английском всегда чем-то пахнет — то ли кислым арбузом, то ли тухлым помидором. Невозможно сидеть! А она окно не открывает, хотя на улице теплынь…» 

«Виталий Павлович по русскому и литературе. Учитель, что называется, от бога, весь в черных волосиках с головы до пят. Возит нас каждый год на экскурсию на Лобное место. Чтобы мы знали и любили историю нашей страны». 

Семья с гостем сели кушать и ели картошку с чесноком. " - Чеснок я делаю так,- рассказывала мама,- чищу зубы, споласкиваю рот одеколоном, жую чеснок и выкладываю его в готовое блюдо». 
Эти реплики идут одна за другой. Те же за столом обсуждают мамину стряпню, а готовить она не умеет по сюжету. Гость, чтобы не обидеть хозяйку, говорит:
 "- Не слушайте никого,- сказал Василий Васильевич. - Когда человек есть вашу пищу, его ничто не может остановить, даже целящийся из револьвера бандит. - Да у нее образ жизни грудного ребенка! -крикнул папа."
 Такое ощущение, что разговаривают слепой с глухим. Потом этот гость (он же учитель Андрюхи) попросил руку и сердце у всей семьи и стали они жить вчетвером!!! Далее описание этого жития. 
В детской литературе долгое время стояла проблема: как избавиться от дидактизма и перейти к диалогу. Я не думаю, что изображать учителей или родителей моральными уродами, это означает перейти к диалогу. Лично мне было очень противно. Можете считать меня консервативной и занудной, но есть какие-то вещи, которые нельзя макать в грязь, на которых держится этот мир.

 ЕСЛИ говорить о положительном для меня, то важным героем некоторых семейных рассказов является такса Кит. Его странствиям и приключениям посвящены рассказы «Моя собака любит джаз», «Блохнесское чудовище», «Единственный в Поднебесной». Истории о Ките, как и почти о каждом животном, без слез, смеха и умиления читать практически невозможно. Вот эти рассказы я бы рекомендовала детям. И ещё что заслуживает похвалы, так это иллюстрации Леонида Тишкова. На них и на обложку я и ориентировалась, когда брала книгу в библиотеке. 

 Если у вас, дорогие мои читатели, есть своё мнение об этой книге, высказывайтесь! Если не трудно, предположите и возрастной ценз. Со своими детьми и внуками вы будете читать книгу? Решать вам!

23 комментария:

  1. Даже не слышал о такой писательнице. Впрочем, детские книжки мне читать уже поздно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Взрослые часто читают детские книги, Семён. Видимо, ностальгия.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Вот так рассказ про пожарных. Мда... Я не поняла юмора, какой-то он некрасивый. Пожалуй, подожду ещё отзывов на другие книги автора, они есть, наверное? Список для чтения огромен, так что не хочется тратить время впустую.
    Спасибо за отзыв!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Я бы сказала, не просто, некрасивый, а пошлый. Впрочем, некоторые читатели считают это абсурдом и сатирой на современную семью. Но семьи-то разные, почему бы не писать по-другому.
      Другие книги автора есть, конечно. Но вот почему эта отмечена премией Андерсена?. Или я чего-то не понимаю...

      Удалить
  3. Здравствуйте, Людмила Федоровна.
    Вот уж что точно читать НЕ буду, так это Москвитину.
    Хватило нескольких цитат и краткого отрывка, чтобы понять - это категорически НЕ моё.
    Брезгливость и подступившая тошнота тому причина.
    Спасибо, что ознакомили с книгой и предупедили о "минном поле".

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Автор - Марина Москвина. Посмотрела биографию, думала, что она молодая, а ей 66 лет. Неужели она читает эти рассказы при встрече с читателями?
    Разве ЭТО - юмор? Тем более книжка - детская.

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Забавное название книги! А вдруг мои кошки тоже любят джаз!? Книгу не читала, автора не знаю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Чтобы узнать, наверно, нужно включить разную музыку. Вот я на название и клюнула, мне показалось это забавным. Из всей книги можно прочитать этот рассказ. Благодарю, что зашли в гости!

      Удалить
  6. Людмила Фёдоровна, здравствуйте!
    Мне очень нравится, что берём книгу и думаем: под марафон попадает!
    А то, что Ваш антиотзыв тоже имеет право на жизнь - это факт!
    Спасибо Вам за откровенность!
    На Москвину не потрачу своё время. Но вот то, что Вы нам рассказали об этой книге, - СПАСИБО!!!
    Название-то и правда отличное ))
    Спасибо за участие в марафоне!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Название хорошее, и оформление обложки тоже. А вот рассказы я бы советовала читать выборочно - только о собачке Ките.Тогда сейчас ссылку на марафон сделаю, а то боялась, что Вы меня не поймёте: я не настоятельно рекомендую книгу к прочтению, я предостерегаю. Взрослые! Прочтите сначала сами, а потом решайте, будете ли Вы читать эту книгу с детьми.

      Удалить
  7. Ну что тут сказать?! Некоторые писатели как коньяк - с возрастом только крепче и лучше, а другие как вино - со временем превращаются в уксус. Видимо, это последний вариант.

    ОтветитьУдалить
  8. Я и биографию посмотрела, думала, писательнице 40 с небольшим - ну и ладно. Но нет, ей 66 лет.
    Но вот я размышляю, а что, когда давали премию Андерсена, текст весь прочитали или только пару рассказов. А может быть, за рубежом совсем другой подход к морали, юмору, что и детям не возбраняются шутки "ниже пояса"?
    Менталитет другой, да...

    ОтветитьУдалить
  9. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Может рассказы о собаке детям стоит прочитать, но всё остальное - явно не для детей.

    ОтветитьУдалить
  10. Здравствуйте, Лариса Витальевна! Я рада, что Вы меня поддержали, а то уж я подумала, что слишком придираюсь. Сейчас родители менее щепетильны к такому юмору, называют "хохмой". А мне кажется, пошлость. И явно не для детей, Вы правы!

    ОтветитьУдалить
  11. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Бывают такие книги. Я слышала об этом авторе, но ничего не читала. И, кажется, даже не хочу. Черный юмор и похабные шутки не люблю. А если это заявлено, как детское чтение, то значит, мы воспитываем у детей дурной вкус.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия! Если бы только дурной вкус, а то весь и другие качества, как сомнительные семейные отношения, насмешка над учителями. И ведь это считается нормальным. А что тут такого - папа ушёл к чужой тётеньке, а потом вернулся, потому что ваньку мокрого(это цветок такой) дома оставил, кто же его будет поливать? Ха-ха!
      А мама приняла в семью чужого дяденьку, я ж обоих люблю. Ха-ха!
      Пошло, а не смешно!

      Удалить
  12. Слышала про этого автора, но не читала книг. Вот теперь понимаю почему, много рекламной шумихи. В свое время также, навязчиво везде вылезала реклама книги "Рассказы толстого мальчика" Александра Блинова. Такое же передергивание советской действительности и такой же псевдо-юмор. Но с весьма активной пиар-компанией.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вероника! Я тоже увидела в Интернете, что писательница частая гостья везде, и читает свои произведения сама. Интересно, кому она читает такие рассказы? Ну, не в школах же.
      А про Блинова не слышала. Тоже шедевр?

      Удалить
  13. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна!
    Не знакома с творчеством Москвиной, и, пожалуй, это к лучшему.
    Когда читала отрывок про пожарных, не поверила сначала своим глазам, даже перечитала. Эммм, я не консерватор, но что-то не смешно, и ребёнку точно не стоит с такой литературой знакомиться. Спасибо за пост!

    ОтветитьУдалить
  14. Людмила Фёдоровна, я про Москвину узнала, когда ещё училась в школе, в начале девяностых: тогда журнал "Пионер" начал печатать в большом количестве новых молодых и прогрессивных авторов. Иногда это было что-то прямо совсем странное, сродни современному искусству, когда смотришь и не можешь понять: то ли мир сошёл с ума, то ли со мной что-то не в порядке? И повесть Марины Москвиной "Не наступите на жука" органично вписалась в контекст эпохи. Прочитать её полностью я так и не смогла, помню только начало: папа уезжает работать в другой город, мама едет с папой, чтобы ему не было одиноко на новом месте, а дочку-шестиклассницу они решили отдать в интернат. В общем, встреча с автором тогда как-то не состоялась. Спустя много лет мне попала в руки книга "Учись видеть", в которой Москвина рассказывает о секретах литературного мастерства и своей работе со студентами. Это было очень живо и хорошо, особенно на фоне весьма популярной тогда Джулии Кэмерон и её "Пути художника". Настолько, что я решила предпринять ещё одну попытку и почитать художественную прозу Марины Львовны. Решила почитать как раз "Собаку", ведь премия Андерсена - это ого-го какая рекомендация. Так я думала. И разбила лоб сразу о первые же страницы. Закрыла и отложила. Думаю, что навсегда. Очень скучаю в современной детской литературе по ясным, простым и выразительным текстам. Не причудливому и туманному "своему видению", а такому, которое обостряет моё собственное зрение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, доброго времени суток! А я имя Москвиной встречала не однажды в детских периодических изданиях, но как Вы понимаете из короткого отрывка представления об авторе не сложишь. Её книг в моей школьной библиотеке не было, потому что планового комплектования не было о-о- очень давно, а те финансовые крохи, что были у меня, я тратила на классику и проверенные временем и мною книги. Вот так она и прошла мимо меня. Никто, никогда из родителей, детей её книги не спрашивал. Думаю, хорошо, что мимо прошла. Ничего не потеряли. Но именно премия Андерсена побудила меня заглянуть в книгу. Удивилась, прочитали ли члены комиссии все рассказы, или только про собачку. А, может быть, у них там совсем другое отношение к детской литературе? Какое? Не укладывается в голове.
      Да, и ещё часто в обзорах современной детской литературы звучит это т.н. "собственное видение" автора. А как они предлагают воспринимать детям это "видение"?
      Благодарю, Ирина, за Ваше мнение! Я не знакома со всем творчеством Марины Львовны, но эту книгу я бы детям не посоветовала, в библиотеку собственную или школьную не приобрела.

      Удалить
  15. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  16. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить