понедельник, 14 декабря 2020 г.

Куда уходит детство? Гвелесиани Н. «Мой маленький Советский Союз»


В библиотеке  «На Лесном»  давно приметила книгу "Мой маленький Советский Союз", думала, что она детская. А тут очередной этап читательского марафона «Отличная книга».  Тема месяца: «Географические объекты в названии произведения» https://olgagolubeva.blogspot.com/2020/12/blog-post.html#more

Прочитала книгу на одном дыхании. Она захватила меня буквально с первых строк.

Рассказ идёт от имени девочки Маши, у которой папа – грузин, а мама украинка. Но в книге это лишь упоминается, национальных барьеров девочка не испытывает ни в семье, ни в школе. Они жили в Советском Союзе, в городе Тбилиси.

«Поскольку  папина организация черпала свои главные кадры в Москве – тбилисский топографический техникум, который окончил мой отец, давал только среднее специальное образование, – то дух этот был еще и русский. То есть по тем временам – интернациональный. Помимо грузин, в нашем доме жили русские, украинцы, армяне, азербайджанцы, осетины, курды, греки… И все общались меж собой на грузинском или на русском. Русская речь была преобладающей, тем более что в доме было много смешанных семей: русские жены составляли большинство.

Широка страна моя родная!.. То, что мой адрес не дом и не улица, а Советский Союз, я впитала буквально с пеленок, и отнюдь не из песен. Отец-грузин познакомился с моей мамой, наполовину казачкой, чьи предки жили в Запорожской Сечи, в Ашхабаде, где на тот момент стояла его экспедиция и где моя мать, бросив медучилище в Запорожье, временно проживала у сестры, которую распределили после педвуза в Туркмению….»

Девочка шаловливая, свободолюбивая, ограничений в семье нет. Её не воспитывали, а позволяли просто расти.

Во многом я увидела себя, свое детство свои поиски, сомнения и страхи. Я в детстве также,  как и героиня, мечтала о светлом коммунистическом будущем, практически боготворила Ленина, читала книги о нем и, конечно, была пионеркой и комсомолкой, чтобы быть "всем ребятам примером" и совершать "героические" поступки на благо людей.  А ещё мечталось проехать весь Советский Союз, полазать по горам, поплавать по морям. И слова, песни, которые мне помогали, если были трудности.

Капитан, капитан, улыбнитесь,

Ведь улыбка – это флаг корабля,

Капитан, капитан, подтянитесь,

Только смелым покоряются моря!

Книги, которые читала Маша, нравились и мне. Только она читала Жюля Верна, сбегая с уроков, а я вечером под одеялом, отобрав фонарик у брата. 

«Чего только не было на стуле перед моей кроватью! Неровными глыбами лежали вперемешку добытые из двух библиотек, школьной и районной, Лермонтов, Гоголь, Горький, Гайдар, Васильев, Бондарев, Астафьев, книги по истории и психологии, по истории этики и эстетики, сборник "Диалектический и исторический материализм" и даже "Классики марксизма-ленинизма о религии и церкви".

А сколько я читала книг о революции и войне! О Гражданской войне – и Великой Отечественной!.. Как вдохновлялась стройками коммунизма и целиной, мечтая отправиться работать на БАМ после того, как закончу школу!..

«В фильмах, как и в книгах, я искала настоящих героев, с которых можно было, как в стихах Маяковского, делать жизнь. Правда, Маяковский предлагал делать ее с товарища Ленина. Но Ленин был для меня такой святыней, где-то там, высоко в небесах, против живущего на земле, своего в доску дедушки Брежнева, что о нем как о реальном человеке я до поры до времени и не помышляла».

Правда, трёхтомник Маркса-Энгельса, как героиня, я в детстве  не читала, но анекдоты про вождя не принимала.

«Однако книги и фильмы о революции, войне и строителях коммунизма все-таки были полны героями – образцами хороших людей на любой вкус и выбор. Я легко выделяла главное в них – необычайное благородство, из которого следовало и все остальное: любовь к людям и Родине, преданность идеалам Революции, справедливость, целеустремленность, милосердие, великодушие к поверженным врагам, горячее желание защищать слабых и сострадание к чужой боли, мягкость, деликатность, душевность, поэтичность… И все это – обязательно! – в сочетании с личной скромностью, без которой все эти качества обращались в ничто, становясь пустыми и показушническими»

И уж совсем я обомлела, когда начала читать страницы о героях, которые вдохновляли героиню книги. Да я и сочинение в школе писала о героях Крапивина, а при поступлении в университет писала о нём, не помню формулировку, но  о нём, о Павле Корчагине.

Я не могу перечислить, всех поэтов, которых мы читали. Маша, как героиня нашего времени, пишет и о них: как тайно читали С. Есенина, как случайно попали в руки стихи Ахматовой, Цветаевой и Пастернака. Этих книг не было ни в продаже, ни в библиотеке…

«Поэзия никогда не разочаровывает. Разочаровывает жизнь…»

Довольно верно схвачено время, в котором росли дети Советского Союза,  чем занимались, в какие игры играли, какие песни потрясали (страницы о Высоцком великолепны).  Вскользь, но обозначено время распада и потери ориентиров.

Из отзывов о книге:

«К сожалению, наш большой Советский Союз лопнул, и осуществить многие мечты не удалось. Но мне хочется, как и героине Маше, сохранить в душе свой маленький Советский Союз, собрав все лучшее из нашего детства и приумноженное в годы отрочества и юности, и поделиться этим с другими, чтобы зажечь в их душах такие же искорки, а объединив эти искры в пламя, очистить огнем мир от всего плохого и изменить его к лучшему (хотя бы чуть-чуть). Наверно, это слишком утопично, и я слишком наивный ребенок (каким меня все и считают). Но так хочется чего-то доброго, светлого. А эта книга как раз дает надежду и веру в свою искру в сердце, в свой Маленький Советский Союз».
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/book/1001667682-moj-malenkij-sovetskij-soyuz-natalya-gvelesiani

Не могу разобраться, для какого же возраста книга написана. Если она детская (хотя бы 12+), то слишком много прямых философско-моральных размышлений с высоты взрослого человека. В этом возрасте, конечно, детям не всё равно, какие взаимоотношения в семье и классном коллективе,  и даже первые размышления о смерти уже беспокоят. Но автор пишет: «Эта книга не столько о быте, сколько о бытии. О диссонансе между жизнью настоящей (согласной с образом и подобием Бога внутри нас) и жизнью призрачной (греховной). И о том, как героиня ищет способы преодоления этого диссонанса». Это для взрослых. А детей  интересует:

истории предательств, дружб, ссор, поиск и нахождения истины, разочарования, обретения, первые любови. Как соотносится жизнь и смерть глазами подростка, как возникает стена между девочкой и отцом, как научиться жить, не боясь видеть эту жизнь реальной. В общем, размышления о поиске себя.

А если считать, что это воспоминание о детстве (пусть не авторского, но оно у нас, кто старше 60, очень похожее) и осмысление прошлого, то я бы советовала полистать эту книгу взрослым читателям, чтобы некоторые странички из неё почитать вслух в семье, и детям тоже.

Вступление

«Человек рождается на свет ребенком.

А уходит – стариком.

В этом есть какая-то жуткая, до слез обидная несправедливость.

А все, что несправедливо, то, по моему глубокому убеждению, неправедно. Неправедное же преходяще.

Неправедное не существует само по себе, его бытие несубстанционально.

Раз нам чувствуется, что в движении от детства к старости есть что-то не то, то, значит, так оно и есть. И посему может быть преодолено. Нет ничего непоправимого! И на такой случай предусмотрено Обыкновенное Чудо. Надо только захотеть все исправить, просто положившись на это Чудо.

Куда уходит детство? Никуда.

Детство – не место и не время, а способ существования души. Это мы из него уходим.

Мы начинаем уходить прямо с колыбели, поскольку с ходу попадаем в мир тех, кто уже ушел.

Уже ушедшие, не ведая о том, что они ушли, уводят и нас.

Тотчас после нашего появления они с доброй улыбкой протягивают нам свои очень большие и очень важные игрушки. Они – как стена, отрезающая нас от жизни.

И мы поначалу отчаянно сопротивляемся: сначала кричим, потом плачем, потом хнычем, потом капризничаем, потом хулиганим… А потом – суп с котом.

Или пытаемся быть послушными и добросовестными, и это хуже всего. Если, конечно, нам не выпало счастье родиться в семье просветленных жителей вершин духа…

Наконец, мы не выдерживаем и сдаемся.

И вот тогда-то этот неплохо организованный для удобства стариков мир, который мы, плача и давясь, все-таки проглатываем, как подслащенную пилюлю, хорошенько осев в мозгу, прижимает нас к земле.

Так появляются синица в руке и тоска по журавлю, правое и левое, доброе и злое.

Мы были магами, а стали – в лучшем случае – поэтами.

Добывая свой хлеб потом и кровью, мы ищем всю жизнь затонувшую Атлантиду, не ведая о том, что она всегда рядом.

В общем, как все, наверное, уже догадались, наше детство заканчивается, еще не успев начаться.

И это его мы потом ищем всю свою жизнь».

Книга почти исповедь, почти автобиография. Приятного чтения, друзья!

"Ташкент - город хлебный" - рассказ о книге марафона "Отличная книга" в декабре

22 комментария:

  1. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Какая светлая книга! Вы правы, мы раньше так и жили "Мой адрес не дом, и не улица. Мой адрес - Советский Союз".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, здравствуйте! Так считает и автор книги Наталья Гвелесиани. Но рекомендовать её чтение детям бесполезно - её нужно читать взрослым вместе с детьми.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Людмила Федоровна.
    Просто до безумия захотелось прочитать эту книгу, но бесплатно онлайн не нашла.
    Буду искать в библиотеке.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валентиновна! Наше детство, наша юность где вы? Я окунулась в те годы. Вспомнила даже то, что было прочно забыто. Права автор: это не детство уходит, это мы из него уходим... Но возвращаемся, когда нам напоминают.
      Почитайте,Ирочка! Мы, наверно, из одного детства...

      Удалить
    2. Ну да, мы из одного детства, Вы правы.
      И наше детство было по-настоящему светлым и безоблачным.

      Удалить
    3. Поддерживаю Вас. Я наслаждалась чтением книги, потому что автор не смаковала трудности, которые случаются у каждого маленького человечка, а вспоминала только хорошее. От того и светло от этого!

      Удалить
    4. Прочитала ознакомительный фрагмент, и поняла, что безумно ХОЧУ эту книгу!

      Удалить
    5. Рада, что наши мнения совпали, Ирина Валерьевна!

      Удалить
  3. Людмила Фёдоровна, здравствуйте!
    Как я благодарна марафону за открытие новых авторов и книг!
    Книга, о которой Вы рассказываете, очень светлая. Почему Вы читали её с удовольствием и рассказываете о ней с таким интересом? Всё просто: люди, жившие в СССР, вспоминают об этой великой стране с ностальгией.
    Я с удовольствием буду читать эту книгу.
    Мне показалось, что её в чём-то можно сравнить с повестью "Время всегда хорошее" А.Жвалевского и Е.Пастернак.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Я читала книгу "Время всегда хорошее", и мне она понравилась. Авторы нашли сюжет, правильный для детей, заинтересовать их. Эта книга без всяких прикрас, даже сюжета мало, как эссе на тему ушедшего детства. Но тот, кто ушёл из того детства, тот будет с книгой( и автором, конечно) на одной волне.
      Благодарю Вас, Ольга Николаевна, за проект. Если бы не тема, я бы прошла мимо этой книги. Вот только библиотекарям сообщу, что детям до 12 лет её читать бесполезно, они не поймут. Потому что их детство проходит совсем по-другому, это их детство. А наше.... только в книгах. И в воспоминаниях.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна!
    Очень заманчивый отзыв. Пожалуй, надо почитать. Что бы не говорили о том времени, я не могу вспомнить ничего плохого из своего детства и юности, а значит, с ностальгией вспоминаю этот период жизни. Возможно, взрослым было труднее, но моё детство было очень хорошим именно в Советском Союзе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда Владимировна, здравствуйте! Я старше Вас, но и я не хочу жаловаться. Если было тяжело, то это уже моим родителям: через их детство прошла война. Это самое страшное! Но они такие закалённые, так умеют радоваться хорошему, ценят доброту и семейные ценности.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Людмила! Спасибо за рассказ о еще одной замечательной книге. Присоединяюсь ко всем, написанным выше, комментариям. От себя могу сказать, что детям сейчас очень важно рассказывать о национальном вопросе, говорить, что не всегда люди ненавидели или презирали друг друга только за то, что они разной национальности. У меня в детстве была подружка, у который были: дедушка грузин и бабушка гречанка, с другой стороны русский дедушка и бабушка кубанская казачка.

    ОтветитьУдалить
  6. Здравствуйте, Марина! Вот сейчас вспоминаю: в нашем классе были казахи, татары, евреи,украинцы... Омская область, вообще, многонациональная. Я не помню, чтобы кого-то из одноклассников третировали из-за национальности, все были русскими. Но дома они употребляли и свой язык, и это правильно, надо помнить свои корни. Но розни не было. Был, действительно, СССР.

    ОтветитьУдалить
  7. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Ещё одну книгу хочется прочитать после вашего отзыва. Где же взять столько времени? У нас в Кузбассе и сейчас живут люди многих национальностей, при этом нет никакой национальной вражды. В классах учатся и дружат между собой и таджики, и казахи, ингуши, осетины, украинцы и т.д. Может, потому что в Сибири при нашем суровом климате иначе не выжить. Своё счастливое детство в Советском Союзе часто вспоминаю с ностальгией.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лариса Витальевна! Даже если Вы не прочитаете эту книгу, то будете знать, что она есть! Обложка у неё запоминающая - прямо картинка из наших демонстраций, где одним из транспарантом был "Слава труду"! Я любила эти праздники, на которых празднично одетые люди несли красивые флаги, лозунги, шарики.

      Удалить
  8. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна!
    У каждого из нас, родившихся и выросших в Советском Союзе, будут свои тёплые воспоминания. Несколько лет назад ходили с сыном на выставку, посвящённую СССР. Я с большим волнением переходила от одного экспоната к другому со словами: "Смотри! У меня тоже был такой...". Сын только снисходительно смотрел. Его изумили пустые полки магазина и хмурое лицо продавца (выставка интерактивная). "Да-да, так и было" - поделилась своими воспоминаниями я. А всё равно было хорошо!
    Книга заинтересовала. Если встретится, то буду знать: "Читать обязательно!"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Антонина Валерьевна! Вы правы - это было время нашей молодости, поэтому и время для нас хорошее. Да, не было обилия. А сейчас есть. Но все ли могут пользоваться этим обилием? Значит, опять неравноправие. Но дело в другом. Мне кажется, в нашем времени не было такой резкой границы между людьми, и она всё растёт... Надо беречь семью - она оплот всего!
      Спасибо Вам за комментарий! Встретится эта книга - и Вы вернётесь в своё детство.

      Удалить
  9. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  10. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить