вторник, 1 декабря 2020 г.

"Из двух зол". Проблема выбора в фантастических рассказах Ю. Уленгова и С. Лукьяненко


Древнегреческий философ Аристотель, живший в середине 4 столетия до н. э., принес миру много открытий и крылатых изречений.

В книге «Никомахова этика» он весьма уместно употребил хлесткое выражение: «De duobus malis minus est semper eligendum», дословно которое можно перевести так: «Меньшее из зол следует избирать». Знаменитый римский оратор Марк Туллий Цицерон развил эту мысль в своем труде «Об обязанностях»: он утверждал, что выбирая из двух зол, нужно не только предпочесть самое малое, но и постараться извлечь из них то, что есть в них доброго.

Принцип «двух зол» стал одним из важных этических понятий, обозначающих заведомо непривлекательные альтернативы в ситуации непременного выбора.

Концепция «меньшего зла» нередко служила людям прикрытием для достижения собственных, отнюдь не благих целей.

О проблеме выбора идёт речь в двух фантастических рассказах, которые я прочитала в ноябре в рамках читательского марафона «Отличная книга». Не пожалейте времени и прочтите эти рассказы.

Угенгов Ю. «Из двух зол»

Где-то под Луганском в убежище, которое раньше было цехами  завода «Лугансктепловоз , живут , прячутся от радиации , от войны,  от одичавших кошек, под воздействием радиации, осадков и еще не пойми чего превратившиеся в настоящих монстров,  оставшиеся в живых люди.

 

«В первый раз болезнь проявилась три недели назад. Заболел мальчонка, сын Колотовских. Парень был бойкий, хоть худой и бледный — как и все, кто родился после войны. Темные пятна на руках появились. Сначала думали, что в плесень влез где-то. Отправили в медпункт. Оказалось — не плесень. А вот что это было — никто сказать не мог»

«…Потом пятнами пошли родители Андрюшки. Ирония судьбы. Мать его как раз медсестрой была. А отец — Седой. Тридцатилетний старик, как шутили над ним в убежище, один из сталкеров Шурупа. Началась паника. Когда еще трое перекочевали из своих каморок в лазарет, Андрюшка умер. Алена, мать Андрюшки, вынести этого не смогла и ночью вскрыла себе вены скальпелем. Седого пришлось успокаивать. А потом один из успокаивавших его сталкеров издали показал Шурупу руку в пятнах, простился и ушел на поверхность, не желая загибаться в лазарете. К тому моменту,  заболевших было уже под тридцать, а умерли пятеро….

Лечить нечем, и было принято решение…

— Вы понимаете, что этого делать нельзя? — впервые в жизни Шуруп орал на старосту. — Это наши люди! Люди! А вы их собираетесь...

— Паша, тихо, тихо. Не горячись, — Иван Николаевич выставил перед собой руки, будто пытаясь успокоить сталкера. На деле же он просто испугался, когда, отшвырнув в сторону попытавшегося преградить ему путь солдата, Шуруп ворвался в его кабинет.

— Паша, я обо всем поговорил со Львом Георгиевичем. Он все понимает и говорит, что выход найти ему не удается. Он не знает, что это за болезнь, Паша. Мы не можем так рисковать, пойми!

— Вы собираетесь убить живых людей! Просто так — взять и убить восемнадцать человек...

— Семнадцать, — поправил его староста.

— Кто?! — Шурупу будто с размаху заехали под дых. Он внимательно посмотрел в глаза старосте, боясь увидеть там ответ.

— С Вероникой все в порядке, — староста понял, какую глупость сморозил, и поправился. — Ну, насколько может быть в порядке.

— Николаич, родной! Ну, подожди! Прошу тебя! Пару дней подожди! — казалось, сталкер готов упасть на колени.

— Чего ждать, Паша? — в голосе старосты лязгнула сталь. — Лев Георгиевич говорит, что с тем, что у него есть, он даже диагноз поставить не может, не то что вылечить их! И себя тоже, между прочим. Он говорит, что нужное ему оборудование было только в областной больнице. Ты понимаешь, что это значит? Да с тем же успехом оно может быть на Луне! Для нас это одинаково далеко. Это другой край города! Да еще и возле аэропорта. Ты сам знаешь, что «восточные» говорят про автовокзал, а больница — еще дальше.

— Но не про больницу же говорят! Я пойду! Я дойду туда и вернусь! И принесу все что нужно! Сам пойду, сам!

— Прекрати истерику! — Иван Николаевич грохнул кулаком по столу. — Не дойдешь ты туда. Даже если знать точно, что там все в порядке, — не дойдешь! Понимаешь ты это или нет?! — сменив тон, староста продолжил.

— Они ничего не почувствуют. Я все обсудил со Львом. Он что-то добавит им в еду завтра утром. И все. Они просто уснут. А потом... Потом проведем дезинфекцию.

— Люди вам этого не простят, — мертвым голосом проговорил Шуруп.

— Люди сами все решили, Паша. Пока тебя не было — было общее собрание. Твой голос бы ничего не поменял, — староста вышел из-за стола, подошел к сталкеру и обнял его за плечи. — Крепись, Павел.

Но Шуруп, он же,  Павел, не сдался. Он сделал СВОЙ ВЫБОР.

Утром группа зачистки, с самодельными огнеметами наперевес, упакованная в смоченные водой ОЗК, вошла в лазарет,  и в растерянности остановилась. Помещение было пустым…

Рассказ «Из двух зол» читать  https://story.boooka.ru/2018/Yuriy-Ulengov-Iz-dvukh-zol.html

 

Лукьяненко С. «Мой папа – антибиотик»

Этот рассказ  я читала давно, вспомнила  и перечитала для  читательского марафона. Помню, что публиковался он в каком-то журнале. Меня удивило название - необычное и немного странное. Что значит папа - антибиотик?.. Оказалось, что таким образом Лукьяненко проводит интересное сравнение: государство - организм, то, что плохо для государства - болезнь, военные - антибиотики.

«Планета Туан звезды Бэлт. Почти сорок световых от Земли. И мой папа был там. Спасал людей. Лечил болезнь под названием «Мятеж».

 Они живут вдвоем - отец и сын.  Мама ушла от папы.

— Неужели ты не видишь, в кого превратился, Борис? Ты даже не робот — для них есть Три Закона, а для тебя ни одного. Ты делаешь то, что тебе прикажут, не думая о последствиях.

 — Я не имею права об этом думать. Решает Земля. Она определяет болезнь, она назначает лечение. А я просто антибиотик.

— Антибиотик? Верно. Они тоже лупят наобум — и по болезни, и по человеку».

Раз или два в месяц папа уезжает на несколько дней, а когда возвращается, привозит сыну подарки — удивительные вещи, которых нет ни в одном магазине.  Сын любит папу и хвастается им перед своими сверстниками. В этот раз папа привез ему широкий металлический браслет...

« — Пап, а что это такое? — поднял я браслет. — Опознавательный знак мятежников. Разъяснить ценность подарка — это целое искусство. Не меньше, чем выбрать хороший подарок. Папа умел и то, и другое.

«Теперь я смотрел на металлическое кольцо с куда большим уважением. — А зачем кнопка? — Что-то вроде сигнала. — Папа забрал у меня браслет и теперь крутил его двумя пальцами. — Мы так и не разобрались до конца, но, похоже, в этом браслете мощный одноразовый передатчик. Кнопку полагалось нажимать в критической ситуации, после ранения или взятия в плен. Сигнал «Я вне игры», понимаешь? Кнопку можно нажать лишь раз»

 Но браслет оказался не просто куском металла... и снят он был с руки не простого мятежника…

«Немыслимое совпадение стало справедливым благодаря своей немыслимости»

 Описать свои впечатления от рассказа и не рассказать содержание – сложно, рассказ-то короткий.

Меня удивило, как Лукьяненко пишет от лица тринадцатилетнего мальчишки. Он умело передаёт его  непосредственность и искренность. В этом рассказе мальчик переживает самые разные чувства - восхищение, нетерпение, волнение, страх... и ему веришь. А когда веришь чувствам персонажей, то будто бы переживаешь их все вместе с ними. Рассказ произвел на меня сильное впечатление. Люблю такие короткие и ёмкие истории. Маленькие эпизоды больших жизней.
Кажется, что история нелепая в своей фантастичности. Но равнодушным не оставляет. Самого страшного удалось избежать? Но поймёт ли сын отца, простит ли?

Читать: http://lib.ru/LUKXQN/lknkmpnt.txt

17 комментариев:

  1. Что касается Унегова, его не знаю. Не читал. И не появилось желания от знакомства с кратким обзором его рассказа. Лукьяненко не любил и не полюблю. Тем не менее, спасибо за информацию. Это интересно.

    ОтветитьУдалить
  2. Уленгов - современный писатель. Пишет в основном боевую фантастику, прочитала его в рамках проекта "Отличная книга" ещё одну книгу "Мир упавшего корабля", расскажу в обзоре "Книжная полка" за ноябрь. Не скажу, что я в восторге, но благодаря проекту я за месяц почитала фантастику.

    ОтветитьУдалить
  3. Людмила Федоровна, некоторые книги Лукьяненко люблю, потому что "вырывает" из повседневности, а Уленгова не знаю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я тоже не знала, Елена Сергеевна. Дочитываю его "Мир упавшего корабля". Это тоже всё не о нашей повседневности, а далёкое будущее. Расскажу о ней в обзлре мой книжной полки за ноябрь.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Интересные рассказы! Загадочные! Мне нравятся.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Они очень короткие, прочитайте. Я указала ссылки в Интернете.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Людмила Федоровна!
    На сегодня у меня были совсем другие планы, но перейдя по ссылкам...
    Вобщем вечер прошел за чтением этих двух рассказов.
    Очень интересно.
    Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тоже написала отзыв.
      Очень впечатлило.
      Не смогла удержаться, чтобы не поделиться мнением.
      http://irinakun.blogspot.com/2020/12/blog-post.html#more
      Спасибо огромное!

      Удалить
    2. Ирина Валерьевна, здравствуйте! Хорошо, что прочитали. Они короткие, но очень ёмкие по содержанию и смыслу. В течение дня обязательно к Вам зайду!

      Удалить
  6. Очень давно не читала фантастику, лет двадцать. Заинтересовали Ваши отзывы, захотелось прочитать. Завтра пройду по ссылкам, иначе, боюсь, что сегодня не усну. Спасибо!
    Проблема выбора очень сложна. Самый сложный выбор, когда меньшее из зол для тебя является большим злом для других или для общества.
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И даже не для общества, а для себя... Как сделать выбор: по совести, по расчёту, для пользы... кого?
      Мариночка, поправляйтесь! Здесь выбора нет!!!

      Удалить
  7. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Любопытные фантастические рассказы Вы прочитали. Спасибо за отзывы! Почитаю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лариса Витальевна! Всё началось со знакомства с Уленговым. От него ниточка потянулась к рассказу "Мой папа- антибиотик". Если бы не марафон О.Н. Голубевой, то вряд ли бы я читала Уленгова.

      Удалить
  8. Buon pomeriggio.Bello lo sfondo del tuo blog,bacche rosse di rosa canina.In russo come si dice?In sloveno si chiama šip.Buona serata,ciao.

    ОтветитьУдалить
  9. Buon pomeriggio, Olga! Spero che tu stia bene! Grazie per aver guardato gli ospiti e aver visto lo sfondo invernale del mio blog. È un sorbo rosso nella neve. Questo arbusto cresce ovunque.Salute!

    ОтветитьУдалить
  10. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Первый рассказ заинтересовал - люблю антиутопии, постапокалиптичные сюжеты. Спасибо за обзор!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Дарья! Лукьяненко тоже можно почитать - там фантастика в сочетании с психологией (нравственностью). Меняется ли наше отношение к этическим понятиям, к воспитанию через годы? А как будет в будущем?

      Удалить