четверг, 17 февраля 2022 г.

Про еду, ностальгию и … юмор

Приветствую всех читателей! Предлагая тему «Вкусная книга» в читательском марафоне «Отличная книга» я не предполагала, что книги с «вкусным названием» могут быть вовсе не связаны с едой. Так, в разных библиотеках, где я беру книги, мне предложили: «»Мандариновый лес» М. Метлицкой, «Завтрак у Тифани» Т. Капоте, «Три чашки чая» Г. Мортенсона и Д. Релина, «Яблоки их чужого рая» А. Берсенёвой. В них, конечно, в той или иной мере затрагивается «продуктовая тема». Но я-то хотела, чтобы книги были всё же ближе к теме еды, кулинарии. Например,

Абгарян Н. «С неба упали три яблока» 

Келби Н.М. «Белые трюфели зимой» 

Флэгг Ф. «Рождество и красный кардинал» 

Харрис Д. «Шоколад»

Элизабет Гилберт «Есть, Молиться, любить» 

И т.д.

Впрочем, сегодня я хочу представить вам, друзья, две книги, которые недавно прочитала.


Трауб М. «Суп, второе и компот»

 «Кухня – это не про подвиг, а про удовольствие. Любите готовить, готовьте в радость. Не любите – зачем мучиться? Для меня готовка – психотерапия. Способ переключиться. Мне нравится кормить гостей, особенно тех, кто вкусно ест» .  М. Трауб

Это ни в коей мере не кулинарная книга, хотя рецептов здесь будет в избытке. Это скорее воспоминания о собственном детстве и юности, перемешанные с семейными традициями, приметами, привычками. В воспоминаниях этих нашлось место всему: забавным случаям и проказам (жженый сахар, ворованный картофель или яблоки с солью), случаям печальным (как девочка едва не погибла - благо вызвали вертолет), хлебосольным знакомым, родственникам, друзьям.

Это о лете, проведенном у бабушки на Кавказе, и суровом детстве на Севере, деловой и вечно занятой маме-юристе и о бабушке, у которой сложно остаться голодной, но которая готовить не умела и не любила.

Изредка, россыпью, под случай, Маша приводит рецепты блюд, от одних названий которых уже слюнки бегут (не пытайтесь читать на ночь глядя): пирог с черемшой, котлеты из карпа, фаршированный гусь, суп из петуха, тушеная ягнятина, пельмени из рыбы, осетинский пирог со свекольной ботвой (дед Маши был осетином), домашний лаваш...

Так что книга явно имеет и практическую пользу, для тех, кто хорошо готовит, естественно, хотя писательница и убеждена, что все придет с опытом: "Бросайте на глаз, варите по ощущениям..."

 Читается увлекательно, хотя вроде бы и сюжета связного нет - это ж воспоминания, хаотичные, как придут...

Вы побываете на Севере и прикинете: а смогли бы вы в таких условиях жить?
Вы познакомитесь с множеством хороших людей и пожалеете, что не знаете их в реале.
А ещё вам гарантированно повышенное слюноотделение. Разве можно просто так читать про все эти вкусности: пироги, соусы, варенья, мясо и рыбку... Умм..

«Что такое домашняя кухня? Вкусы, запахи. Специи, которые бабушка раскладывала по полотняным мешочкам. Цветы ромашки, разложенные на столе, на огромном полотенце. Над печкой – пучки трав. Чабрец, липа… Гирлянда лаврового листа, нанизанного на толстую нитку. А сверху – связка поменьше. Стручки острого перца.

– Бабушка, почему нельзя лаврушку в банку сложить? Зачем на нитку? – спросила я.

Бабушка усадила меня перед горой лавровых листов и вручила иглу с ниткой.

– В банке некрасиво, а гирляндой – красиво. Будет висеть вот здесь, рядом с печкой, и пахнуть, – ответила бабушка».

Я вспомнила своё детство и свою бабушку, которая была неприхотлива в еде, любила серый, а не белый хлеб. Натирала корочку чесноком, откусывала и закрывала глаза от удовольствия. Моим же лакомством был белый хлеб, ещё тёплый (или испечённый моей мамой, или позднее, когда я ходила за хлебом в деревенскую пекарню). И вот этот хлеб можно намазать  тонко-тонко маслом, а сверху посыпать сахаром. Здоровенный ломоть. Есть непременно на улице… Хотя,  мама и ругала.

В семье часто говорят: «мамин борщ», «бабушкины пирожки» - это не просто слова о еде, это генетическая память. Я, например, могу рассказать о маминых булочках и «хворосте». Но рецептов  приготовления, увы, не знаю. А Маша Трауб знает. И, может быть, что-нибудь пригодится и вам. И вместе со знакомыми блюдами вы тоже вспомните своё детство.


Иоанна Хмелевская «Моя поваренная книга»


В моём варианте она называется «Книга про еду»


До сих пор я читала только детективы Хмелевской. Мало того, что пишет она очень смешные детективы, так она ещё и кулинарка редкая. Ну, мало ли на свете женщин, умеющих готовить, возразите вы. Всё верно, но если уж женщина священнодействует у плиты, то, как правило, совершенно серьёзно: брови нахмурены, взгляд сосредоточен, какие уж тут шутки. У Хмелевской всё наоборот - готовка для неё лишь повод вволю посмеяться, рассказать невероятную историю, припомнить уморительный случай из собственной жизни.



 Так что эта книга - редкий пример сочетания полезного с приятным. И оригинальными  кулинарными идеями разживётесь, и посмеётесь вволю. Ну, а ежели гадость какую сварганите, то, уж поверьте, очень талантливую гадость. Рекомендовала-то Хмелевская…

Ещё замечу, что если Вы всё же решите приготовить что-нибудь «по Хмелевской» рецепты можно легко найти по алфавиту. Помните, как в раньше мы искали в «Поваренных книгах».



Кстати, эту книгу я уже прочитала уже в своей читалке – удобно, шрифт поставила крупный, экран не бликует. Можно читать и лёжа, что для меня сейчас важно.  И  места на тумбочке много не занимает…. Вот только фотографии - со смартфона не научилась  скачивать в компьютер. Так что  показываю забавные фото из этой книги, которые я нашла в Интернете.




40 комментариев:

  1. Хмелевская в свое время очаровала, про книгу рецептов узнала только что) , у Трауб что - то читала про жестокое детство и пока интереса к ней нет. Людмила Федоровна, спасибо за ваш взгляд на прочитанные книги.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аля, так знакомые авторы открываются по-новому. Я Трауб мало что читала, помните, я рассказывала о доме, который продавался с дедушкой? А тут такая детские воспоминания с рецептами. Удивительно.

      Удалить
  2. Вот про жратву не надо. Это возмутительно. Окончив карьеру худым, как вошь, (ну, пахал по 13-14 часов в сутки без выходных и отпусков) оставшуюся жизнь посвятил оптимизации брюха. И что? А ничего. Оптимизация полностью провалилась.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну как же не надо, Семён? Еда помогает жить. Только есть нужно понемногу. Хмелевская по этому поводу очень иронично рассуждает, по-моему в её словаре это не букву "Х" - Худеем вместе.

      Удалить
    2. Как писал светлой памяти Василий Макарович, в "До третьих петухов" коего я ставил в Норильске и на моём новосибирском актёрском курсе: "А ху-ху не хо-хо, бабуленька?!"

      Удалить
  3. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Я и не знала, что у Хмелевской есть книга с рецептами! Трауб мне не нравится. А кулинарные книги у меня дома есть, и не одна! И даже известная всем с советских времен Книга о вкусной и здоровой пище. Спасибо, что поделились впечатлением от прочитанных книг!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна! Такую Трауб Вы не знаете, как, впрочем, и я. Но эти две книги совсем не кулинарные в прямом смысле слова. Это размышление по поводу... Но читать забавно, потому что вспоминаешь своё детство, как мы ели и что. А ещё часто удивляешься ирочничности обеих писательниц, как будто они подсмеиваются над теми, кто посвящает еде слишком много времени.

      Удалить
  4. Ответы
    1. Grazie Olga! Buona notte - un buon augurio ... Le mie notti sono raramente calme ...
      Спасибо, Ольга! Спокойной ночи - хорошее пожелание... Ночи у меня редко бывают спокойными...

      Удалить
  5. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна!
    Во-первых, порадовалась за Вас, что осваиваете подарки.
    Я тоже с Хмелевской знакома по детективам. Мой самый любимый "Что сказал покойник". Оказывается, и кулинарные книги у неё есть.
    Одно время я очень любила читать книги рецептов. Получала удовольствие. Правда приготовила всего несколько блюд, зато закладок наоставляла уйму! А Вам понравился какой-нибудь рецепт из книги Хмелевской? Захотелось повторить?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Антонина Валерьевна! Собственно книгой рецептов эту книгу Хмелевской трудно назвать. Она возникла у автора от чтения довоенной книги пани Иды Плучевской с советами по приготовлению пищи. Вот Хмелевская решила написать свою, современную книгу, но это, скорее, книга советов. Она никогда не даёт точное количество ингредиентов - сколько-то грамм, ложек, стаканов. У неё всё всё "на глазок" и "по вкусу". Но тем не менее, многие советы её оказываются дельными. Между забавными происшествиями и случаями в её жизни и жизни её друзей она приводит советы по приготовлению грибов, мясных блюд и всевозможных салатов. Рассказывает о приёмах , т.е. встрече большого количества гостей. Жаль, я это поздно прочитала. А то бы не стала так "напрягаться", как мой муж сказал, когда приезжали гости на мой день рождения. Пока я каждый день варю супы, маме они необходимы...

      Удалить
  6. Хорошая книга, да еще и про еду - двойное удовольствие.
    Знакома и с Метлицкой и с Хмелевской. И у той и у другой есть замечательные книги. У Метлицкой последними попались книги с неприятным концом, оставившие немного гадкое впечатление. Перестала ее читать. У Хмелевской есть книги немного нудные с затянутым и каким-то невнятным сюжетом. А может быть просто переводчик плохой. Ее поздние книги не читала.
    Спасибо за рассказ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина! Даже у полюбившегося автора редко бывают одинаково интересные книги. Хмелевскую я читала мало, и не всё мне одинаково нравится. А книгами Метлицкой я уже "объелась" - с такой скоростью выпускает новые книги, что они уже не воспринимаются с таким интересом, как раньше. Но про "Мандариновый лес" я расскажу - это небольшая повесть.

      Удалить
  7. Людмила, а картинок в электронных версиях почти не бывает. Так что это не Вы виноваты)
    Рада, что Вам читалка понравилась. Это реально удобно. Я там тоже шрифт ставлю покрупней, бумажные книги сложно под себя подобрать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирочка, сначала думала, что это тупик - с электронной книжкой - тыкаю- тыкаю, наверно, 4-х летние дети быстрее управляются.Одна радость - моторику налажу. Но вот уже и книжку прочитала, могу вернуться к любой странице, пролистать в быстром темпе. Короче, справлюсь... Ну, не совсем же тупая... Остаётся научиться скачивать в неё то, что хочу. Эту книгу-то сын скачал.

      Удалить
  8. Здравствуйте, Людмила Федоровна.
    Книги интересные. Люблю читать детские воспоминания "про Кавказ".
    Кстати, Вы заметили - у Вас кругленькая цифра в статистике - 200.000 просмотров блога.
    Поздравляю от всей души.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Не знаю, как это объяснить, но 200.000 просмотров я ожидала сегодня. Вчерашний пост принёс сразу около 700 просмотров, а значит, на информере я эту цифру не поймала. Спасибо, что заметили, Ирина Валерьевна, это событие я отмечу, между строк...

      Удалить
  9. Людмила Федоровна, вы для нас новые грани знакомых авторов открываете. Люблю такие книги читать - о детстве, о кулинарии с юмором. Еда и приготовление должно доставлять удовольствие. Бабушкины пирожки - это то, о чем вспоминаешь всю оставшуюся жизнь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия, приветствую Вас! Мне, как раз, была интересна эта сторона книг - не столько прочитать новый рецепт (так лучше я к Вам зайду: это ж уже проверенные рецепты), сколько понаблюдать как к готовке относятся не обычные люди, а писательницы. Оказалось, что они запоминают всё, что где-то едят... даже в разных странах.Вот такие заметки Хмелевская тоже здесь приводит - например, в Канаде она пила очень сладкий чай с луком. Болгария же провоняла чесноком, французы в рот не возьмут жареную свинину. А сколько она приводит блюд из Дании... Как говорится, что кому нравится. Вот Вы вспоминаете бабушкины пирожки...

      Удалить
  10. Как бы мне понравилось читать их по-испански!
    Привет Людмила из Аргентины

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Привет, Норма! Я Вас потеряла. Сейчас к Вам в гости пойду за новостями.
      Книги польской писательницы Иоанны Хмелевской, наверно, переведены и на испанский. Я надеюсь.

      Удалить
  11. Людмила Фёдоровна, вы уже освоили свою электронную читалку? Здорово! У меня сегодня тоже скоро опубликуется очень "вкусная" книга".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, ещё не совсем освоила. Если удастся, сегодня попробую зайти в Интернет, чтобы скачать новую книжку на электронную книгу. Пока не знаю, чтобы я хотела почитать.

      Удалить
  12. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Не читала эти книги. Честно Вам признаюсь, не очень люблю готовить. Правда, пока мама была жива, старалась её побаловать, что-то вкусненькое приготовить. А теперь изыски готовлю, только когда гости приезжают.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лариса Витальевна! Я тоже не кулинарка, мало того, я делать это не люблю. Вот эти книги как раз из разряда, как приготовить, а как было... с юмором. И что читать? "Мишкину кашу, что ли?

      Удалить
  13. Людмила Фёдоровна, здравствуйте! Заинтересовали "вкусной" книгой Хмелевской, обязательно прочитаю. Как и многие, знаю этого автора по детективам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Фёдоровна! В конце этой книги автор уверяет, что во многих детективах она говорит или упоминает о своей готовке. А мы, выходит, увлекшись текстом, не обращали внимание на кулинарные советы Хмелевской.

      Удалить
  14. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Спасибо за рекомендации! Мне приглянулись обе книги, беру на заметку. Порадовалась, что Вы теперь тоже читаете электронную книгу, давно она у Вас? Как привыкали? Мне кажется, что это очень удобно: глаза не устают, как при чтении с телефона и компьютера, и книги можно скачивать, а не покупать, ведь немало старой доброй и доступной в электронном варианте литературы. В каком формате читаете? Могу делиться книгами по электронной почте))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Владимировна! О, наконец, нашла кто бы мне помог освоить это чудо.! Нет, правда, это чудо! Глаза не устают, лёгкая, могу читать лёжа. Единственно, что пока не научилась скачивать нужную мне книгу, походила по Интернету, но всё равно не очень поняла - мне ж нужно всё по-простому. Это первая книжка, прочитанная мной в электронном виде. Мне её подарили дети на день рождения (см. предыдущий пост), сын скачал книгу Хмелевской. Если сама не додумаюсь, буду составлять список книг, что мне нужно скачать, а он потом всё сделает. Ну, конечно, мне не хочется его обременять, нужно учиться самой. А формат это что такое? Вот кто-нибудь провёл бы мастер-класс для пенсионерок... Вы, конечно, очень заняты. Но у меня сейчас есть задача- освоить эту электронную книгу!

      Удалить
    2. Людмила Фёдоровна, я написала вам на почту)

      Удалить
  15. Людмила Фёдоровна, у меня есть книга М.Трауб, с прозой Хмелевской тоже знакома. Но вы так интересно рассказали о новой грани творчества писательницы, что стало любопытно вспомнить или заново прочитать.Спасибо!
    Я больше не участвую в марафонах.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирочка! Мне уже тоже сложно угнаться за многочисленными участниками читательского марафона Ольги Николаевны Голубевой. Книг я читаю много, вот если освою электронную книгу, будет ещё лучше. Чтение - единственная отдушина у меня осталась. Правда, уже 2 недели рисую- нет, это не настоящий рисунок, а раскрашивание... Что из этого получится, покажу.

      Удалить
    2. Людмила Фёдоровна, в 2018-м у меня был пост "вкусные" страницы любимых книг. Но...с новыми параметрами в блоге исчезли все комменты к ранее написанному. Не знаю, получилась ли у меня ссылка:
      https://vozrastd.blogspot.com/2018/07/blog-post.html#comment-form
      Сейчас читаю книги в основном...ушами:) Из последнего Дж.Хэрриот.

      Удалить
    3. Спасибо, Ирина Ивановна! Конечно, в книгах много "вкусных" страниц. И Харрис я помню, и Дафну Дюморье. А вот О. Генри я как-то подзабыла. Надо бы вспомнить. А я переключаюсь на электронную книжку, там шрифт лучше для глаз. Хэрриота любит мой муж, у нас есть его книги в домашней библиотеке.

      Удалить
  16. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна!
    Трауб не люблю как человека, поэтому читать её книги больше не буду. Прочитала про её сына-первоклассника, а потом узнала, что она увела чужого мужа из семьи, затем прочитала её книгу про мать, - всё, отрезало. Нельзя так про мать на виду у всех писать.
    Насчёт всего остального - о, про еду вообще всегда интересно, это ещё и любимая тема на уроках английского языка. Спасибо за рекомендации!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Книг Трауб я совсем не знаю, это мой второй опыт прочтения. Може быть, я вообще, бы за неё не взялась, если бы не тема читательского марафона февраля. А название книги достаточное простое и безобидное: "Суп, второе и компот". И вот ЭТА книга мне показалась вполне безобидной.
      Сейчас у меня в чтении ещё две книги, связанные с едой. Они тоже на любителя. И рекомендовать их я вряд ли буду.

      Удалить
  17. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Про еду одинаково приятно и читать, и писать, просто магическая тема. Буквально на днях купила сыну, по его просьбе, "Чарли и шоколадная фабрика" Роальда Даля, и сама с упоением читаю. Даже книга кулинарных рецептов может стать увлекательным чтением, и королева этого жанра, безусловно Елена Ивановна Молоховец!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина! Вы правы, многие авторы, пишущие художественную литературу о еде, кулинарии, всегда упоминают Е. Молоховец. Слышала я о книге Р. Даля про шоколадную фабрику. Думаю, что когда-нибудь она мне встретится. Спасибо за визит!

      Удалить
  18. Людмила Фёдоровна, здравствуйте!
    У М.Трауб читала пока только одну книгу. Наверное, буду читать ещё. А вот Хмелевскую не читала совсем, хотя знаю её имя.
    В любом случае Вам огромное спасибо за знакомство с "вкусными" книгами!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, здравствуйте! У меня - наоборот, Хмелевской читала несколько детективов, даже не ожидала, что она напишет книгу поваренную. Впрочем, я увидела в Интернете анонс "Поваренной книги" Ниро Вульфа, героя детективов Рекса Стаута. Если удастся найти, полистаю.
      С М. Трауб у меня как-то не складывается. Это её вторая книга, прочитанная мной. Не мой автор.

      Удалить